Во второй половине дня, скончался лучший друг, какого имел кубинский народ на протяжении своей истории. Звонок по спутниковой связи принес горькое известие. Значение употребленных слов было совершенно ясным. Хотя мы и знали о критическом состоянии его здоровья, известие нанесло нам сильный удар. Я вспомнил, сколько раз он в шутку говорил мне, что, когда мы оба выполним до конца нашу революционную задачу, он пригласит меня на прогулку по реке Араука на венесуэльской территории – ему это напоминало об отдыхе, которого у него не было никогда.
Нам выпала честь разделять с боливарианским лидером те же идеалы социальной справедливости и поддержки эксплуатируемых. Бедняки в любой части мира – бедняки.
«Пусть Венесуэла даст мне то, в чем я мог бы послужить ей: она имеет во мне сына», – провозгласил Национальный герой и Апостол нашей независимости Хосе Марти, путешественник, который, еще не отряхнув дорожной пыли, спросил, где находится.
Марти знал чудовище потому, что жил в его чреве. Разве можно пройти мимо глубоких слов, пророненных им в неоконченном письме своему другу Мануэлю Меркадо накануне гибели в бою? «Каждый день мне грозит опасность отдать жизнь за мою страну и за мой долг – ведь я его сознаю и во мне есть духовные силы, чтобы его исполнить: вовремя, посредством независимости Кубы помешать Соединенным Штатам распространиться по Антилам и тем сильнее обрушиться на наши земли Америки. Все, что я сделал до сего дня и что еще сделаю – для этого. Мне приходилось пребывать в молчании, идя как бы окольным путем, ибо есть вещи, которые достижимы лишь будучи сокрытыми…»
Тогда уже прошло 66 лет после того, как Освободитель Симон Боливар писал: «…Соединенные Штаты, кажется, предназначены Провидением поразить Америку бедствиями во имя Свободы».
23 января 1959 г., спустя 22 дня после революционного триумфа на Кубе, я посетил Венесуэлу, чтобы выразить благодарность ее народу и правительству, взявшему власть после диктатуры Переса Хименеса, за присылку нам 150 винтовок в конеце 1958-го. Тогда я сказал:
«…Венесуэла – родина Освободителя, там была задумана идея союза народов Америки. Поэтому Венесуэла должна быть страной-лидером союза народов Америки; мы, кубинцы, поддерживаем наших братьев из Венесуэлы.
«Я говорил об этих идеях не потому, что мною движет какая-либо личная амбиция личного типа, даже жажда славы, потому что, в конце концов, жажда славы не перестает быть тщеславием, и, как говорил Марти, «вся слава мира умещается в одном зерне маиса».
Вот почему, начав говорить так с народом Венесуэлы, я делаю это, честно и глубоко думая, что если мы хотим спасти Америку, если хотим спасти свободу в каждом из наших обществ, которые в конечном счете – части большого общества, каково общество Латиноамерики; так что, если мы хотим спасти Революцию Кубы, Революцию Венесуэлы и революцию всех стран нашего континента, мы должны сблизиться друг с другом и должны твердо поддерживать друг друг, ведь поодиночке и разобщенные мы потерпим провал».
Это сказал в тот день, и сегодня, 54 года, он это подтвердил!
Я должен только включить в этот список и другие народы мира, более полувека бывшие жертвами эксплуатации и грабежа. Такова была борьба Уго Чавеса.
Он и сам не подозревал, как был велик.
Всегда до победы, незабвенный друг!
Фидель Кастро Рус
11 марта 2013 г.
Fidel Castro АВН 11/03/2013 02:38
Перевод А.В. Харламенко
http://prometej.info/new/fidel-kastro/4617-castro-chavez.html