Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+8
+
+

Ученый и писатель Пьеро Глейхесес направил письмо Обаме

Опубликовано:  09.02.2014 - 22:07
Классификация:  Free The Cuban Five 

Пьеро Глейхесес (Piero Gleijeses) - профессор истории балтиморского университета Джонса Хопкинса, Школа Перспективных Международных Исследований.Его последняя книга называется «Видения свободы: Гавана, Вашингтон, Претория и борьба за Южную Африку», 1976-1991, Chapel Hill, 2013.

 

Другие его книги, В том числе «Кубинские Барабаны: мировоззрение Кастро, Seagull Books, 2009; «Противоречивые Задачи: Гавана, Вашингтон и Африка, 1959-1976. Chapel Hill, 2002; «Разбитые надежды: Гватемальской Революция и Соединенные Штаты, 1944-1954. Princeton, 1992; «Доминиканский кризис 1965. Конституционалистское восстание и американская интервенция». Baltimore, 1978. (переработанное издание: «Разбитые надежды: Доминиканское восстание 1965 года, и последствия американского вторжения». Доминиканская Республика, 2012).

 

ПИСЬМО К ОБАМЕ

 

Г-н Президент.

 

Я не буду перечислять юридического недостатки дела против Кубинской Пятерки. Эти недостатки хорошо известны, и другие писали вам о них. Пятеро были осуждены неправедным судом и получили очень тяжелые наказания за «преступления» Фиделя Кастро.

 

Каковы эти «преступления»?

 

Ясно, что они не имеют ничего общего с состоянием политической демократии на Кубе. США имеют очень хорошие отношения с правительством Саудовской Аравии и, как вы знаете, политических свобод там действительно нет, даже свобода религии и права женщин резко ограничены.

 

«Преступления» Кастро - за которые платят Пятеро - очевидны: он унизил Соединенные Штаты. Как написал бывший посол Великобритании на Кубе, Фидель Кастро «по-прежнему, кость, которая застряла в американском горле. Он бросил вызов и насмехался над единственной сверхдержавой в мире, за что не был прощен».[1]

 

Где же братья Кастро бросили вызов США? Одно из самых важных мест - в Южной Африке. Я уверен, что вы почувствовали это в своей недавней поездке в Южную Африку, когда вы были свидетелем того, как тепло южно-африканский народ приветствовал Рауля Кастро. И Вы слышали слова председателя Африканского Национального Конгресса в адрес Рауля Кастро: «Теперь мы представляем лидера, который возглавляет маленький остров с людьми, которые освободили нас, боролись за нас - народ Кубы».

 

В то время как кубинцы боролись за освобождение народа Южной Африки, американские правительства последовательно делали все возможное, чтобы остановить их.

 

В октябре 1975 года южноафриканцы, поощряемые администрацией Форда, вторглись в Анголу, чтобы сокрушить левый фланг Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). В ответ - 36 000 кубинских солдат внезапно высаживаются в Анголе. К апрелю 1976 года кубинские войска вытеснили южноафриканцев вон.

 

Если бы южноафриканцам удалось навязать свою волю Анголе, когти белого господства впились бы в народы южной части Африки. Это был решающий момент: Кастро направил свои войска в Анголу из-за его приверженности к тому, что он назвал «самой красивой причиной»,[2] к борьбе против апартеида. Как позже отметил Киссинджер, Кастро «был, пожалуй, самый подлинный революционный лидер, находившийся тогда у власти».[3]

 

Приливная волна, поднятая кубинской победой в Анголе, захлестнула всю Южную Африку. Мандела позже вспоминал, как услышал о ней, пока он был в заключении на Острове Роббен. «Я был в тюрьме, когда я впервые услышал о масштабной помощи, которую войска кубинских интернационалистов оказали народу Анголы. ...Мы в Африке привыкли быть жертвами стран, которые хотят захватить нашу территорию или подорвать наш суверенитет. За всю историю Африки это единственный случай, когда иностранный народ поднялся на защиту одной из наших стран».[4]

 

Эта кубинская победа над апартеидом означала поражение и унижение для Соединенных Штатов. В ярости администрация Форд прервала переговоры, которые велись с Кубой в направлении нормализации отношений.

 

Президент Картер также сказал, что не может быть никакой нормализации отношений, пока Куба не выведет свои войска из Анголы. Хотя ЦРУ признало, что кубинские войска были «необходимы для сохранения независимости Анголы» против продолжающейся угрозы со стороны ЮАР.[5] В июне 1980 года южноафриканцы начали еще крупное наступление, продвинулись более чем на 100 миль внутрь Анголы, останавливаясь всего в 30 милях к югу от кубинской линии обороны, защищавшей страну.

 

Совет Безопасности ООН отреагировал жесткой резолюцией, осуждающей вторжение, и представитель США в Совете не стеснялся в выражениях в своем выступлении, карающем Южную Африку. Однако, когда дело дошло до голосования, он воздержался, так как резолюция включала формулировку, предполагавшую, что если Южная Африка предпримет еще одну атаку на Анголу, Совет Безопасности может ввести санкции.

 

Я уверен, что вы можете оценить иронию, господин Президент. Соединенными Штатами было размещено большое количество войск в Италии, Западной Германии и Турции – в странах, которые не сталкивались ни с какой непосредственной военной угрозой со стороны Советского Союза в 1980 году, но Джимми Картер отказал ангольцам в праве на кубинские войска для защиты своей страны от очень реальной Южноафриканской угрозы.

 

Кастро отказался поклониться требованиям Картера, а это означало, что он принес в жертву возможность нормализации отношений с США (и отмены эмбарго) для защиты Анголы от режима апартеида.

 

С 1981 по 1987, южноафриканцы, ободренные дружественной администрацией Рейгана в Вашингтоне, запустили волну вторжений на юге Анголы. В войне не было патовой ситуации до ноября 1987 года, когда Кастро решил выкинуть южноафриканцев из Анголы раз и навсегда. Его решение было вызвано тем, что южноафриканская армия штурмовала лучшие ангольские армейские подразделения в городе Куито-Куанавале на юге Анголы. И его решение стало возможным благодаря скандалу Иран-контрас, сотрясавшему Вашингтон. До скандала Иран-контрас, разразившегося в конце 1986 года, который ослаблял и отвлекал администрацию Рейгана, кубинцы опасались, что Соединенные Штаты могут начать атаку на их Родину. Поэтому они опасались исчерпать свои запасы оружия. Но Иран-контрас притупил клыки Рейгану, и позволил Кастро отправить лучшие самолеты Кубы, пилотов и ПВО в Анголу. Стратегией Кастро было сломать южноафриканское наступление против Куито-Куанавале на юго-востоке, и атаковать на юго-западе, «как боксер, который левой рукой блокирует удар и другой бьет прямо»[6]

 

23 марта 1988 года, южноафриканцы начали свою последнюю крупную атаку Куито-Куанавале. Это был жалкий провал. Американский объединенный комитет начальников штабов отметил, что «война в Анголе приняла драматический и, в части южноафриканцев, нежелательный оборот»[7]

 

Левой рукой кубинцы «заблокировали южноафриканский удар, в то время как их правая рука готовилась к удару: мощные кубинские колонны двигались к границе с Намибией, выталкивая южноафриканцев назад.

 

Кубинские МИГ-23 начали летать над Северной Намибией.

 

Среди кубинских солдат, наступающих к границе с Намибией, были два молодых человека, чьи имена теперь хорошо известны: Фернандо Гонсалес Льорт и Герардо Эрнандес Нордело. Десять лет назад Рене Гонсалеса Сахверерт также воевал в Анголе. Эти три человека, вместе с Рамоном Лабанино Салазаром и Антонио Герреро Родригесом, являются Пятёркой кубинцев, от имени которых я пишу.

 

Американские документы и документы Южной Африки доказывают, что кубинцы взяли верх в Анголе. Кубинцы потребовали, чтобы Претория вышла безоговорочно из Анголы, и позволила ООН контролировать выборы в Намибии. Американский Объединенный комитет начальников штабов предупредил, что если Южная Африка откажется, кубинцы имеют возможность «начать мощное наступление в Намибии». «Южноафриканцы признали свою дилемму: если они откажутся от кубинских требований, то столкнутся с «очень реальным риском вовлечения в полномасштабную войну с привлечением кубинцев, результаты которой могут быть потенциально катастрофическими». Перспективы Южноафриканской армии были мрачными: «Мы должны сделать все возможное, чтобы избежать конфронтации».[8]

 

Претория капитулировала. Она признала требования кубинцев: «вышла безоговорочно из Анголы и согласилась на проведение выборов в Намибии под эгидой ООН.

 

Весть о кубинской победе разнеслись за пределами Намибии и Анголы. По словам Нельсона Манделы, кубинская победа «разрушила миф о непобедимости белого угнетателя... [и] вдохновила боевые массы Южной Африки... Куито-Куанавале был поворотным моментом для освобождения нашего континента - и моего народа - от бедствий апартеида». [9]

 

Вы были на панихиде по Манделе, господин президент и вы чествовали его наследие. Вы видели реакцию южноафриканского народа на Рауля Кастро и на слово «Куба». Да, Куба изменила ход истории на юге Африки, несмотря на все усилия Вашингтона по предотвращению этого. При этом Куба обидела и спровоцировала США - не только Форда, Рейгана или Картера, самозваных борцов за права человека. В американском сознании Куба была агрессором, а Соединенные Штаты, как всегда, на стороне ангелов. Как отметил американский историк Нэнси Митчелл, «наша избирательная память не только служит цели, но также имеет последствия. Это создает пропасть между нами и кубинцами. Нас объединяет прошлое, но у нас нет общих воспоминаний».[10]

 

Возможно, г-н президент, то, что вы видели в Южной Африке, может вдохновить вас преодолеть пропасть и понять, что в ссоре между Кубой и Соединенными Штатами Соединенные Штаты не жертва, и что пятеро кубинцев - просто политзаключенные.

 

Пьеро Глейхесес

 

5 февраля 2014 года

 

[1] Leycester Coltman, The Real Fidel Castro, New Haven, 2003, p. 289.

 

[2] "Indicaciones concretas del Comandante en Jefe que guiarán la actuación de la delegación cubana a las conversaciones en Luanda y las negociaciones en Londres (23-4-88)," p. 5, Centro de Información de las Fuerzas Armadas Revolucionarias, Havana.

 

[3] Henry Kissinger, Years of Renewal, New York, 1999, p.785.

 

[4] Mandela, 26 July 1991, Granma (Havana), 27 July 1991, p. 3.

 

[5] CIA, "Angola Cuba: Some Strains but No New Developments," 9 Apr. 1979, Central Intelligence Agency Records Search Tool, National Archives, College Park, MD.

 

[6] Memcon (Fidel Castro, Joe Slovo et al.), 29 Sept. 1988, p. 16, Centro de Información de las Fuerzas Armadas Revolucionarias, Havana.

 

[7] US Joint Chiefs of Staff, 15 Apr. 1988, National Security Archive, Washington DC.

 

[8] US Joint Chiefs of Staff, 28 July 1988, ibid.; Mike Malone to A. Jacquet, enclosed in Jacquet to Pik Botha, 20 July 1988, SWA/Angola, v. 2, Department of Foreign Affairs, Pretoria; General Jannie Geldenhuys,  "Samevatting van notas mbt SAW-operasies in Suid-Angola," 23 Aug. 1988, H SAW, gr. 4, box 160, Department of Defence, Documentation Centre, Pretoria.

 

[9] Mandela, 26 July 1991, Granma, 27 July 1991, p. 3.

 

[10] Nancy Mitchell, "Remember the Myth," News and Observer (Raleigh), 1 Nov. 1998, G5.

 

Информационная рассылка

 

Международного Комитета за Свободу Пятёрки

 

Перевод Рабочего университета им. И.Б. Хлебникова

  

Добавить комментарий (всего 2)

Постоянное объединение пролетариев всех стран на идеях СОЦИАЛИЗМА-КОММУНИЗМА обеспечит их освобождение от смертоносного капфашизма и организацию своей свободной-светлой-справедливой жизни в МИРОВОМ СПРАВЕДЛИВОМ СОЮЗЕ ПРОЛЕТАРСКИХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК !

Не знаю президента но меня это как то заставил подумать