комментариев:
|
Была ли в СССР диктатура пролетариата?От Красного ТВ: с частью тезисов мы согласны, с частью нет. Например, одной из главных ошибок автора является грубое обобщение, когда ведётся речь о левом движении, левых "вообще". Практика жизни и борьбы показывает, что а) левые по словам могут быть правыми по делам, и б) единого левого движения нет. Но главный тезис, который мы разделяем - что революционной силе всегда придётся идти по лезвию бритвы между беспринципностью и упёртостью. Любая из этих крайностей - гибельна. Всякий раз, когда происходят какие-либо крупные потрясения, вроде нынешней войны на Украине, у значительной части нашего «коммунистического движения» начинается своеобразный «антитеоретический» зуд. Какая, к чёрту, марксистско-ленинская теория, когда нужно срочно спасать Россию от Америки, бороться против очередного наступающего фашизма. Тут же раздаются призывы отбросить все разногласия, забыть о классовых противоречиях, о пролетариате и прочей «ерунде», слиться в едином порыве и… И каждый раз «единение» ничем хорошим не заканчивается. Потому что для единения нужна общность принципов, а не их отсутствие. А для того, чтобы сделать что-либо большое и светлое, нужна поддержка рабочего класса. Если во главе «майдана» становятся националисты, а коммунисты в это время озабочены больше всего сохранностью памятников Ленину, если харьковские рабочие ремонтируют танки, из которых потом убивают донецких рабочих, то это свидетельствует о том, что со своей задачей комдвижение не справляется. И, увы, провал этот никакими срочными истерическими действиями не компенсировать. Если в России нашлись «коммунисты», которые вознамерились поддержать Путина в его желании послать на Украину войска для защиты русского населения (только русского, про другое население речи не шло), то это просто позор. А т.к. Путин о своих обещаниях благополучно забыл, никакого населения не защитил, и в Донбассе до сих пор льётся кровь, то позор получился двойным. Основная задача коммунистов не в том, чтобы помогать буржуазии натравливать народы друг на друга, а в том, чтобы помочь рабочему классу осознать свои классовые интересы и взять власть в свои руки. Как это можно сделать без передовой революционной теории? К рабочим же надо идти не с пустыми руками, не с рассказами о том, как всё было прекрасно в СССР и какими хорошими были Ленин и Сталин. Рабочие прекрасно понимают, что в СССР было далеко не всё так хорошо, вследствие чего он и развалился, а Ленин и Сталин из своих могил уже никогда не встанут и не решат за нас наших проблем. У нынешних «левых» нет единства даже по такому ключевому вопросу, как вопрос о власти рабочего класса. Одни говорят, что диктатура пролетариата вообще не нужна, и что рабочего класса сейчас нет, другие – что диктатура пролетариата нужна, но современный пролетариат не тот, что раньше, что теперь к нему относятся также «пролетарии умственного труда», врачи, учителя и т.п., третьи – что интеллигенция, конечно к пролетариату не относится, но осуществлять свою власть рабочий класс будет через свой авангард, а авангард это партия, а партия это мы… Общее здесь то, что под тем или иным благовидным предлогом рабочие от власти отстраняются, власть передаётся кому-то другому. А как показала практика, в этом случае «кем-то другим» рано или поздно оказывается буржуазия. Чтобы разобраться с этим и другими насущными вопросами, нужна наука. Нужно изучение опыта предыдущих попыток создания государства рабочего класса. Прежде всего, конечно же, в СССР. К сожалению, марксизм давно уже превратился в науку о заучивании цитат и изучает не реальный жизненный опыт, а «священные писания». Поэтому и при изучении советского опыта часто действительность подгоняют под религиозные догмы, выискивают, в каком месте советские руководители отошли от того, что было предписано классиками, нарушили «прямые указания». Так, часто приходится слышать, что, дескать, в начале советской власти, «при Ленине», была настоящая диктатура пролетариата, как предписано в «Государстве и революции», а потом она «испортилась», и власть захватила «сталинская бюрократия». И подобное мнение высказывают отнюдь не только так называемые «троцкисты». В основе таких воззрений лежит убеждение в том, что Ленин был богом и, следовательно, всё знал заранее и по определению не мог ошибаться. Верующих не смущает тот факт, что «при Ленине» - это период разрухи и Гражданской войны, когда большая часть промышленности не работала, рабочие частью были на фронте, частью сидели без работы на пайке. Как-то работало лишь то, что необходимо для войны: производство оружия, транспорт. И только к концу 20-х годов СССР удалось достигнуть довоенного уровня производства. Но это была уже «сталинская бюрократия». Получается интересная вещь: пока была «правильная» диктатура пролетариата, не было полноценного производства (а там, где нет производства, строго говоря, нет и рабочего класса), восстановили производство, провели индустриализацию, и не стало «правильной» рабочей власти. Но если обратиться к произведениям того же Ленина не как к священному писанию, не в поисках божественных пророчеств и инструкций на все случаи жизни, а с целью понять, что, как и почему происходило в нашей стране, картина получается иная. Работа Ленина «Государство и революция» преподносится у нас как чёткая программа действий на сотни лет вперёд. Так трактуют эту работу даже те «марксисты», которые нашли время её прочитать. Хотя там чётко сказано, что «У Маркса нет ни тени попыток сочинять утопии, попустому гадать насчет того, чего знать нельзя. Маркс ставит вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидности, раз мы знаем, что она так-то возникла и в таком-то определенном направлении видоизменяется.» и что «…«обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило…». Т.е. учёные, в отличие от богов не занимаются пророчествами. Они анализируют имеющийся исторический опыт и делают более или менее удачные прогнозы на будущее. «Государство и революция» была написана на основе опыта Парижской коммуны. Опыта ничтожного по сравнению с тем, что имеется сейчас у нас. А т.к. Ленин сам себя богом не считал, то с началом революции он прекратил работу над этой книгой, заявив, что опыт революции интересней проделывать, чем о нём писать. «Так это доказательство того, что теоретически представляется бесспорным, что Советская власть есть новый тип государства без бюрократии, без полиции, без постоянной армии, с заменой буржуазного демократизма новой демократией, — демократией, которая выдвигает авангард трудящихся масс, делая из них и законодателя, и исполнителя, и военную охрану, и создает аппарат, который может перевоспитать массы.» (7 съезд РКП(б) ДОКЛАД О ПЕРЕСМОТРЕ ПРОГРАММЫ И ИЗМЕНЕНИИ НАЗВАНИЯ ПАРТИИ). Так говорил Ленин сразу после революции. Всякий, кто не подгоняет советскую историю под какую-нибудь удобную для себя «теорию», может видеть, как быстро то, что представлялось «теоретически бесспорным» разбилось о реальную практику. Не должно быть постоянной армии? Безусловно. Но, вот беда, началась Гражданская война, и тут же оказалось, что добровольческие отряды противостоять регулярной армии не способны. Не должно быть полиции? Конечно, не должно. Теоретически бесспорно. А в стране разгул преступности, и контрреволюционные заговоры следуют один за другим. Пришлось создавать Уголовный Розыск и ВЧК. Принципы Парижской Коммуны требуют, чтобы служащие работали за среднюю зарплату рабочего. А вот интеллигенция из «бывших» с этим не согласна. Требует высокой оплаты за свой труд. И снова принципами пришлось пожертвовать. Впрочем, заслуга Ленина и большевиков не в том, что они будто бы умели предвидеть будущее, а в том, что они умели правильно оценивать текущую ситуацию и действовать в соответствии с ней, а не со «священными принципами». Яркий пример – Декрет о земле. Он был составлен по крестьянским наказам и привёл к засилию единоличных крестьянских хозяйств. И хотя Ленин понимал, что такая форма хозяйства неэффективна, что в будущем необходимо перейти к коллективным хозяйствам (см. любое выступление Ленина по крестьянскому вопросу того периода), понимал он и то, что на тот момент крестьянство иного закона не примет. И большевики никогда бы не выиграли Гражданскую войну, если бы не приняли этот «неправильный» с точки зрения чистой теории декрет. А что получилось с властью рабочего класса? Ленин не имел и не мог иметь готовых рецептов на сто лет вперёд. Он ждал инициативы со стороны рабочих. «Рабочие и крестьяне, трудящиеся и эксплуатируемые! Земля, банки, фабрики, заводы перешли в собственность всего народа! Беритесь сами за учет и контроль производства и распределения продуктов, — в этом и только в этом путь к победе социализма, залог его победы, залог победы над всякой эксплуатацией, над всякой нуждой и нищетой» (Как организовать соревнование. Январь 1918г.) «Легко издать декрет об отмене частной собственности, но провести его в жизнь должны и могут только сами рабочие. Пусть будут ошибки — это ошибки нового класса при создании новой жизни. Конкретного плана по организации экономической жизни нет и быть не может. Его никто не может дать. А сделать это может масса снизу, путем опыта. Будут, конечно, даны указания и намечены пути, но начинать нужно сразу и сверху и снизу.» (ДОКЛАД ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РАБОЧИХ ПЕТРОГРАДА И ЗАДАЧАХ РАБОЧЕГО КЛАССА НА ЗАСЕДАНИИ РАБОЧЕЙ СЕКЦИИ ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ 4 (17) ДЕКАБРЯ 1917 г.)) Ленин с восторгом откликается на любые ростки рабочего самоуправления. Первые субботники называет «великим почином», а профсоюзы - «школой коммунизма». «Надо закрепить то, что мы сами отвоевали, что мы сами декретировали, узаконили, обсудили, наметили, — закрепить в прочные формы повседневной трудовой дисциплины. Это — самая трудная, но и самая благодарная задача, ибо только решение ее даст нам социалистические порядки. Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда». (ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ) Что характерно, партийная оппозиция тут же закричала о диктаторских методах, о Наполеоне III и т.п. Примерно так же, как сейчас всевозможные «троцкисты» рассказывают о страшных наказаниях за опоздания и прогулы в сталинское время, пытаясь изобличить «антирабочую сущность» советского государства. Желающих поэксплуатировать настроения наиболее отсталой части рабочего класса всегда хватало. Прошло несколько лет. Кровавая и тяжелая Гражданская война. Голод каждую весну. Советскому правительству порой приходится принимать решения, направленные даже не на то, чтобы избежать голода, а на то, чтобы по возможности уменьшить количество голодных смертей. Всё это тоже отнюдь не способствует широкому развитию рабочего самоуправления. Наступил 1922 год, последний год активной деятельности Ленина. И тон его выступлений и статей уже совсем другой. «Т. Сталину для Политбюро: Сессия ВЦИКа показала неправильность организации состава ВЦИКа. Громадное большинство членов его — должностные лица. Предлагаю вынести решение Политбюро: Признать необходимым, чтобы не менее 60% членов ВЦИКа были рабочие и крестьяне, не занимающие никаких должностей на совслужбе; чтобы не менее 67% членов ВЦИКа были коммунисты; поручить разработать этот вопрос для ближайшего пленума ЦК тройке: тт. Калинин, Енукидзе, Каменев. Внести сначала на Политбюро, через него на пленум ЦК для проведения через ближайший Всероссийский съезд Советов.» 23/V. 1922. Ни о каком рабочем самоуправлении речь уже не идёт. Всё проще: «принять на Политбюро и провести через ЦИК следующий закон…». Страной уже безраздельно правит Политбюро, а роль Советов уже декоративна. И.В.Сталин в своей работе «К вопросам ленинизма» описал систему «диктатуры пролетариата», сложившуюся ещё при Ленине: есть партия, выполняющая «ведущую и направляющую роль», и есть профсоюзы, Советы, комсомол и другие организации - «ремни и привода» от партии к рабочему классу, от партии к широким массам трудящихся, от партии к молодёжи и т.п. Разумеется, Сталин понимал, что такая система работоспособна лишь до тех пор, пока политика партии правильная, пока между партией и рабочим классом существует атмосфера взаимодоверия. А как быть, если это не так? «В этом случае партия должна пересмотреть свою политику». Да, должна. Только какая сила заставит самую великую, самую могучую, самую мудрую партию на свете не то чтобы пересмотреть свою политику, но даже и усомниться в ней? Современные «коммунисты» часто ругают последними словами Хрущёва и за XX съезд, и за Целину, и за другие безобразия. Но никто не задается вопросом: неужели злой воли одного Хрущёва было достаточно, чтобы столь круто развернуть политику партии? И неужели даже такой вопрос, как строительство необходимого числа элеваторов для сохранения собранного на Целине зерна должен был непременно решать Первый секретарь ЦК КПСС? Форма власти, при которой в стране всё решает узкая группа руководителей сомнению не подвергается. В конечном итоге именно Политбюро ЦК КПСС, а не залетевшие к нам инопланетяне, реставрировали в нашей стране капитализм. И именно к этой форме правления и хотят вернуться все нынешние наследники КПСС. Поэтому причины крушения СССР они ищут в действиях отдельных руководителей, подразумевая при этом, что, когда они окажутся у власти, они точно будут «хорошими» руководителями, в отличие от «плохих» Хрущёва, Горбачёва и т.п. Но нужно быть чрезвычайно наивным человеком, чтобы верить таким обещаниям. История СССР и его гибель ставит перед нами массу вопросов. Надо признать, что власти рабочего класса не получилось. Рабочий класс не сумел взять власть в свои руки, перепоручив её партийной верхушке. Причём, вероятно, на тот момент, при том уровне развития, в слаборазвитой, отягощённой феодальными пережитками России, по-другому случиться и не могло. Сказались и низкий уровень образования, и многовековая привычка верить в «доброго царя». Собственно, марксизм учит нас, что всё определяется уровнем развития производительных сил. И культурность и сознательность рабочего класса тоже. И в будущем всё будет зависеть от конкретной обстановки, от состояния производительных сил и рабочего класса. Предсказывать будущее не дано никому (даже Великому Ленину). Но изучить опыт поражения СССР, дабы не наступать впредь на те же грабли, мы обязаны. Советский опыт говорит, что построение власти рабочего класса – чрезвычайно сложная задача. Власть рабочего класса не означает вседозволенность для рабочего. Отдельный рабочий может быть заинтересован в том, чтобы поменьше работать, побольше получать, ни в коем случае не нести ответственности за брак, за прогул, за опоздание, за пьянку и т.п. Правда, коллеги такого рабочего, которым зачастую приходится за него отдуваться, как правило, иного мнения. Отдельный трудовой коллектив также может быть заинтересован тянуть одеяло на себя, не считаясь с интересами других коллективов, в т.ч. своих поставщиков и потребителей. А рабочий класс в целом заинтересован в постоянном повышении производительности труда, потому что иного способа улучшить своё материальное положение у него нет. В отличие от других классов и сословий. А находясь на производстве, являясь основным звеном этого производства, рабочий ощущает развитие (или разрушение) производительных сил собственной печёнкой (даже в том случае, когда другие органы мышления отсутствуют). Именно поэтому, а вовсе не от чрезмерной любви к рабочим, коммунисты говорят о необходимости диктатуры пролетариата. Но т.к. никакое пролетарское происхождение само по себе не способно заменить специальных знаний, то понятно, что и при пролетарской власти все конкретные решения в технике, экономике, политике и т.п. будут принимать специалисты. А каково должно быть положение этих специалистов? Опыт Советской России показал, что свести оплату их труда к средней зарплате рабочего невозможно. Более того, если в капиталистических странах интеллигенция имеет громадные привилегии по сравнению с рабочими, а в социалистических этого не будет, то какой строй будут считать более справедливым инженеры, врачи, артисты, писатели? Не важно, из «бывших» они или нет. Стенания современной нашей интеллигенции об «унизительных» советских зарплатах, о жестоких преследованиях, которым они все якобы подвергались в СССР, готовность сочинить и поддержать любую ложь про ненавистный «совок», даже самую абсурдную и невероятную, весьма показательно. Но и положение барина при власти рабочего класса никто занимать не должен. Надо полагать, что определённый материальный стимул к тому, чтобы человек получал высшее образование и выполнял сложную интеллектуальную работу, должен быть. Но необходимо всегда помнить, что бытие определяет сознание. Поэтому политическая власть может быть только у рабочего класса. И никаких «пролетариев умственного труда», ни под каким видом! Вот сколько сложных и важных вопросов ставит перед нами жизнь и советский опыт. Так давайте же обсуждать эти вопросы. Конечно, разоблачать безобразия капитализма, опровергать очередную идиотскую ложь про СССР или изрыгать проклятия в адрес агрессивной внешней политики США гораздо проще. Но пока мы не всерьёз не займёмся вот этими вопросами, не будет успеха, не будет победы над капитализмом. А капитализм, как мы видим, это не только социальное неравенство, не только разрушение производства, это и бесконечная череда кровавых братоубийственных конфликтов, начиная от Нагорного Карабаха и кончая сегодняшней Украиной. Сергей Соловьёв. Статья с мелкобуржуазных позиций "за советы без коммунистов". Автор совершенно не понимает, что обсуждения на Политбюро вообще никак не противоречать советской власти. Понятия «пролетариат», «диктатура пролетариата», «рабочий класс» официально трактуются следующим образом: «Пролетариат» - один из двух классов капиталистического общества; класс наемных РАБОЧИХ, лишенный собственности на средства производства; наиболее революционный класс общества; «Диктатура пролетариата» - политическое господство рабочего класса в переходной период от капитализма к социализму посредством государственного управления обществом; «Рабочий класс» - с победой социализма «рабочий класс» перестает быть «пролетариатом», поскольку становится собственником средств производства. Эти понятия вполне понятны с позиции научной абстракции, однако реально они отображают сложные общественные процессы и отношения. С одной стороны, вначале капиталистического процесса начинающими капиталистами принимались варварские меры по отрыву производителей благ от своих натуральных хозяйств с целью создания фонда капиталистической рабочей силы. С другой стороны, по мере развития капитализма все больше и больше вытесняется полезный живой труд из производства, чем усложняется возможность потребления безработными. В мировой экономике это ведет к обострению отношений между капиталом и трудом. Значит, наступает этап борьбы наемных рабочих за собственное выживание. Капитализм эту проблему разрешить не способен. Наступает потребность перехода на путь коммунистического строительства как гаранта разрешения данной разрушительной мировой проблемы. И это задача именно пролетариата. Конечно же, переход на коммунистический путь строительства не может быть одномоментным на планете. Должны появляться слабые звенья в общей капиталистической системе, где, с одной стороны, это противоречие крайне обострилось, а с другой стороны – пролетариат подготовлен для борьбы за политическую власть. Суть такой подготовки заключается, прежде всего, в осмыслении своих конечных целей. А это – научное обоснование общественных отношений коммунистического характера, а также знание методов и путей их реализации. Но эти знания исходят от научных центров и распространяются неравномерно – от инициаторов к проводникам их в жизнь. Поэтому само пролетарское движение подобно человеческому организму должно иметь «тело и голову». В условиях борьбы за власть «головой» представляется авангард рабочего движения – политическая партия, вооруженная знаниями цели и методов борьбы за ее достижение. При достижении ближней цели – взятия политической власти – «пролетариат» становится «диктатурой пролетариата» на время перехода от капитализма к социализму. После выполнения задач переходного периода в условиях развития социализма «диктатура пролетариата» перестает быть необходимой. Само же государство диктатуры пролетариата в процессе социалистических преобразований постепенно перерастает в политическую власть всех трудящихся, а пролетарское государство – в общенародное социалистическое государство. Нынешние мыслители данный вопрос осмысливают по-разному. Так, например, один из российских ученых В.Беломытцев (В.Белл) в своей книге «Что такое социализм?» этот процесс видит следующим: «Развитие производительных сил приводило к замене физического труда машинами и технологиями. Общественное производство постепенно, не неуклонно стало больше определяться трудом технологов, инженеров, конструкторов, ученых, … - людей умственного труда и знаний, а не трудом рабочих. Основной производительной силой высоко автоматизированного и высоко технологичного производства становится умственный труд и знания, а не физический труд рабочего класса. Таким образом, по мере развития социализмом производительных сил и общественного производства рабочий класс перестает быть основной производительной силой общества, а его мораль изменяется от коммунистической в сторону потребительской. Одновременно, по мере развития социализма в нем вызревает другой класс-носитель коммунистической морали, коммунистической цели и коммунистических ценностей – класс людей умственного труда СОЗИДАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ». Наверное, с подобным видением перевоплощения рабочего класса в общий класс «созидателей развития» вполне можно согласиться с учетом того, что социализм должен развиваться не на основе стоимостного экономического закона развития, а на основе собственного закона экономии затрат труда и учета высвобождения свободного времени для целей гармонического развития каждого человека и общества в целом. И в завершение хочу обратить внимание на один немаловажный вопрос. Нынче много спорят о том, нужна или не нужна «диктатура пролетариата», а также о необходимости перемещения центра политической власти от руководящей политической партии непосредственно в пролетарские массы. Относительно первого вопроса не должно быть никаких сомнений в том, что организующей и направляющей силы никогда никаких успехов не будет. Другое дело, что собой представляет эта «диктатура пролетариата», ее готовность бороться за политическую власть. Относительно второго вопроса следует отметить, что недоверие к роли партии в процессе социалистического строительства вызвано допущенными ошибками КПСС. Но не следует упускать с виду, что «диктатура пролетариата» прежде всего решает вопрос общего стабильного социалистического строительства, а не удовлетворения текущих потребностей общества в ущерб этого строительства. И чтобы текущий материальный интерес не преобладал над неотложными общими задачами социалистического строительства, требуется жесткий демократический централизм на основе полной социалистической демократии в сфере выработки и реализации общественных решений. При этом убежден, что правильные пропорции власти и роль ведущей партии будут тогда обеспечиваться, когда будет четко определена научно обоснованная цель коммунистического строительства. Было бы это в СССР, он бы не погиб. Уважаемый Василий-1, У меня есть уточняющие вопросы. В начале комментарий вы дали определение пролетариата используемого его в условиях социалистического производства. В СССР под понятием рабочий класс наряду с промышленными рабочими охватывались и все категории лиц опосредствованно участвующих в создании прибавочного продукта том числе работающих в сфере ЖКХ. Другая часть лиц занятых в творческой и информационно-образовательной деятельности обозначалась как интеллигенция. В условиях государства диктатуры рабочего класса живущего по принципу от каждого по способности каждому по труду определение понятия диктатуры пролетариата утрачивало всякий политический и экономический смысл. и прослойка в виде интеллигенции безболезненно встраивалась в социальную структуру социалистического общества. Другое дело капиталистическое общество.Теоретическая оценка марксизма требует определения и встроенности этого социального слоя в структуру эксплуататорского общества в состав пролетариата. Если этого не сделает марксистская теория, то это сделает за него буржуазная. Не кажется ли вам сужение определения пролетариат и класс пролетариата до понятия рабочий и рабочий класс в условиях буржуазного общества отсекает социальный слой живущий исключительно за счет продажи своей рабочей силы или своего труда от политического единства эксплуатируемых и угнетенных от пролетариата и как следствие, от борьбы за политическую власть пролетариата. Тем самым ослабляя пролетариат и усиливая буржуазию? В комментариях вы делаете заключение: "Поэтому само пролетарское движение подобно организму должно иметь тело и голову. В условиях борьбы за власть головой представляется авангард рабочего движения - политическая партия, вооруженная знаниями цели и методами борьбы за её достижения." Ответьте вопрос что вы понимаете под телом в пролетарском движении. Класс пролетариата или рабочий класс? Тождество этих понятий исключает применение одного из них. Либо класс рабочих, либо класс пролетариата. Если вы под телом подразумеваете класс пролетариата тогда почему головой представляется авангард рабочего движения - политическая партия. Что пролетариат не участвует в рабочем движении? Если вы по телом подразумеваете рабочий класс тогда для чего применяете пролетарское движение? на Мой взгляд очевидны противоречие не избавившись от которых нельзя двигаться дальше. Товарищ Пролетарий, на сайте ком-стола есть несколько статей Ю.Иванова, где вы, скорее всего, найдёте ответы на вопросы о взаимоотношении рабочего класса и интеллигенции, и кто же они такие: http://com-stol.ru/?p=15386 , http://com-stol.ru/?p=15271 . К ним же примыкает серия статей про Советы: http://com-stol.ru/?p=14833 Василию Горькому. Спасибо за совет от 24.12.2014 г. Есть источники которые должны стать настольной книгой для каждого современного коммуниста и пролетария, это работы К.Маркса и В.И. Ленина. Только опираясь ни марксизм - ленинизм в их первозданном виде позволят быстро и верно найти ответ на все волнующие вопросы. Привожу пример комментарий товарища С.Боброва от 26 декабря 2014 года на этой страничке "Марксизм СССР". Пролетарию! Понятно, что пролетарий - это член класса буржуазного общества, который лишен средств производства, значит, эксплуатируемый, живет за счет собственного труда, создает прибавочную стоимость собственнику средств производства. Однако состав класса пролетариев широк и разноображен по социальному положению. Это - промышленные рабочие, служащие, инженеры, учителя, врачи, государственные служащие и др. Среди этого спектра пролетариев особым отрядом выделяются промышленные рабочие, как наиболее организованные. Понятно, что осмысленность своего социального положения и готовность активно бороться за свои интересы зависят от социального положения каждого из пролетариев. Ведь может быть пассивным промышленный пролетарий, а активным какой-либо служащий - все зависит от сознания человека, его жизненной позиции. Есть значительная часть пролетариев, числящаяся в этом классе формально и по своему социальному положению, все же относится к мелкому или среднему слоям эксплуататорского класса. Так, например, члены акционерных обществ, служащие типа менеджеров, мелкие предприниматели, сельские трудящиеся со своими натуральными хозяйствами и др. - все они всегда будут пассивно относиться к борьбе за политическую власть трудящихся. Однако по ходу развития политических событий в конкретных политических условиях многие из них могут активизироваться. И все же главной революционной силой всегда были и будут промышленные рабочие, которые максимально заинтересованы во взятии политической власти в свои руки. Это и есть и авангард пролетариев, и диктатура пролетариата в переходной период от капитализма к социализму. Иного не дано. Относительно "головы и тела" я име ввиду промышленный пролетариат в качестве "тела", а политическую партию - "головой". Ведь это ядро борющейся среды. Весь остальной пролетариат должен "головой" (партией) втягиваться в "тело" борцов. Что касается ИТР при социализме, то на определенных этапах это есть и «голова» рабочего класса, и прообраз «творческого класса». Ведь на первых порах положение рабочих и ИТР различается всего лишь условиями труда и проявления инициативы (временный пережиток разделения труда). Пожалуй, все, что могу добавить. Василий-1, сейчас понятна ваша позиция по определению пролетариата как сложного социального слоя лиц, живущих исключительно продажей своей рабочей силы. Однако не согласен с тем, что вы относите к их числу мелких предпринимателей и членов акционерных обществ. Предприниматели всех рангов от мелких до крупных относятся к социальному слою живущим за счет эксплуатации наемного труда. Мелкий предприниматель по российскому законодательству может нанимать до 50 работников.Член акционерного общества по гражданскому праву - участник долевого капитала акционеров и живет тоже за счет не заработной платы, а за счет эксплуатации работников создающих прибавочный продукт в акционерном обществе. Эту социальные категорию лиц нельзя относить к пролетариату, иначе разрушается основа определения пролетариата как социального класса. Трудящихся сельского хозяйства имеющих личное подсобное хозяйство но не привлекающих посторонних в его ведение можно отнести к сельскому пролетариату. При этом справедливо признавая его низкую политическую. активность. Во всем остальном я с вами согласен. Спасибо. Пролетарию! Я имел в виду тех мелких предпринимателей и членов акционерных обществ, которые функционируют исключительно на собственном труде, но могут иметь повышенные доходы за счет использования собственной или своих трудовых коллективов прибавочной стоимости - это реальный фактор в нынешних монетарных условиях экономики. Такие труженики уже имеют психологию собственника, поэтому относительно пассивны в общественной жизни. Василию-1. В соответствие ст.96 Гражданского кодекса РФ "Акционерным обществом признается общество уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций." Из определения Акционерного общества следует, что акционер лично не участвует либо может не участвовать в процессе производства, а участвует в производстве только их капитал стоимость которого определяется акциями. По этой причине акционеры не могут представлять пролетариат. Предприниматели как участники производства относятся к представителям мелкой буржуазии поскольку живут не только за счет продажи своей рабочей силы. На пример предприниматель занимающийся розничной торговлей получает прибыль не только за счет своего труда, но и за счет разницы купленного и проданного товара по формуле капитала деньги-товар-деньги. В советском уголовном праве такая форма деятельности именовалась как спекуляция (покупка и перепродажа с целью наживы). Деятельность перечисленных лиц не вписывается в классическое определение марксизма. Сергей, вы дали пример правильного определения принадлежности лиц социального слоя относящихся к пролетариям. Коротко и ясно по рабочему вы на практике решили эти сложную теоретическую проблему. Вот уважаемые теоретики каковы преимущества практики. Так же рождались органы пролетарской власти Советы. Спасибо. Если Сергей делает определение пролетариата, то зачем нам Маркс и Энгельс с Лениным? Владимиру. Сергей точно понял в чем разница между пролетарием и представителем буржуазии -организатором (руководителем, администратором))буржуазного способа производства. Пролетарий участвует в производстве продавая только свою рабочую силу. За что он получает вознаграждение (заработная плата). Стоящие на пролетарием руководители в виде заведующих, мастеров и.т.п. получают тоже заработную плату. Но помимо их участия в прибавочном продукте её рамер значительно выше чем у рабочего потому, что вторая часть заработной платы мастера или заведующего состоит в административном воздействии на рабочего со стороны капиталиста. Вся надстройка выполняющая административные функции буржуазии не может относиться к пролетариату поскольку она живет не только и не столько за счет производства прибавочного продукта как это приходится делать пролетариям. Такой подход позволяет безошибочно выделять из массы трудящихся пролетариат. Между точкой зрения рабочего и марксизмом нет никаких противоречий. Хочу подчеркнуть, что пролетариат в сравнении с интеллигенцией более точно чувствует и понимает марксизм. Поскольку марксизм это оружие пролетариата и он это хорошо знает. В продолжение темы, такой же подход применяется ко всем служащим. Иными словами к лицам обладающим административно-распорядительными функциями буржуазного государства или буржуазии. Учителей образовательных учреждений можно отнести к классу пролетариата поскольку они не участвуя напрямую в производстве прибавочного продукта, не обладают административно распорядительными функциями, оказывают образовательные услуги детям пролетариата, которые в свою очередь будучи вовлеченными в буржуазное производство через свои знания и навыки будут продавать свою рабочую силу и создавать прибавочный продукт. Владимиру. Бобров прав в том, что диктатура и демократия как антагонисты в одном классовом обществе принадлежат разным антагонистическим классам. Другое дело в чьих интересах та или иная форма работает. В условиях буржуазного общества широко применяется буржуазная демократия для буржуазии в это же время диктатура для своего антагониста пролетариата. В социалистическом обществе широко применяется демократия для пролетариата и одновременно диктатура для буржуазных элементов. В социалистическом обществе, этом смысле диктатура (власть рабочего класса)в отношении разных слоев общества одновременно реализуется по разному; для пролетариата в виде демократии, а для буржуазии в виде диктатуры. Отличие демократии от диктатуры в том, какие меры принуждения применяется господствующим классом в осуществлению своей государственной и экономической политики. К тому социальному слою который разделяет эту политику и способствует этому применяется демократия. К тому социальному слою который не разделяет политику государства господствующего класса и препятствует этом применяется власть в прямом её выражении(диктатура). Применение выражения "диктатура класса реализуется через демократию" имеет право на логическое и лингвистическое существование. Вы полагаете, Посторонний, что в одном и том же обществе одновременно могут существовать и демократия и диктатура? И это закрепляется конституцией? Вы разделяете диктатуру и демократию по принципу вида меры принуждения? Вообще-то диктатура и демократия как формы власти определяются по другому параметру, а именно, по виду управления обществом, при этом насилие не есть обязательным, оно может применяться, если противоречит интересам членов общества, чтоб их заставить подчиниться, а может и не использоваться, если принимаемые решения соответствуют интересам членов общества. (например, гитлеровская диктатура и решение диктатора по "еврейскому вопросу", которое немцы вцелом приняли) Вы пишете: "В социалистическом обществе, этом смысле диктатура (власть рабочего класса)в отношении разных слоев общества одновременно реализуется по разному; для пролетариата в виде демократии, а для буржуазии в виде диктатуры.". Где в социалистическом обществе вы нашли "буржуазные элементы", на которую хотите распространить диктатуру?:-) Выражение "диктатура класса реализуется через демократию" так же бессмысенно, как "демократия класса реализуется через диктатуру". В них попытка смешивания двух несовместимых форм власти. Если есть диктатура, то нет демократии и наоборот. Нет логики, одно словоблудие, понятно для маскировки диктатуры под демократию. Статья для меня - выше всяких похвал. В ней,на мой взгляд, проведен хороший правдивый анализ происшедшего,затрагиваются вопросы основы теории коммунистов - диктатуры пролетариата.Много лет это -неприкасаемая тема, и сейчас еще за это бьют.Но она должна быть изучена,расставлены нужные акценты,четко, однозначно указаны роль и место в обществе партии(или партий) и рабочего класса. Это есть развитие и марксизма и ленинизма. Собственно это является условием будущего коммунистической партии. Владимиру. Ваши рассуждение об однотипной форме государственной власти (диктатуре)могут быть приемлемы только в моно классовом обществе. В истории таких еще не было. Буржуазное общество состоит из двух основных классов класса буржуазии и класса пролетариата. Два класса, а государство одно. Какую политику и какие рычаги оно принимает в регулировании отношений буржуазии, конечно демократию. И оно на каждом углу будет об это кричать. Судя по вашей реакции вы будете этот крик распространять дальше. Эта буржуазная точка зрения на которой вы стоите. Распространять демократию на вторую часть общества, на класс пролетариата пустое у глупое дело. Тут нужна реальная сила и реальная диктатура. об этом на каждом углу уже не кричат представители буржуазной идеологии. Но кричат представители пролетариата. Кажется все просто. А почему вам это сложно понять? То же самое в социалистическом обществе имеющим белые пятна капитализма в виде отдельных лиц которые эти белые пятна представляют (преступники по экономическим преступлениям, наркодельцы, сутенеры и.т.п. лица живущие на не трудовые доходы) В отношении этой категории применяется диктатура (насилие). В отношении других применяется демократия. Вы заблуждаетесь, посторонний. Вот вы пишете: "государственной власти (диктатуре)", но государственная власть это не всегда диктатура, диктатура это только одна из фоом власти, если есть власть, то необязательно это будет диктатура. "Какую политику и какие рычаги оно принимает в регулировании отношений буржуазии, конечно демократию.", демократия это не способ регулирования отношений буржуазии, для этого есть суды и традиции, неписанные правила и обычаи. Вот есть такая форма власти как республика, как вы с ее помощью предполагаете регулировать отношения буржуазии? Ну при чем тут "буржуазная точка зрения"? Тем более, что в буржуазнгом государстве нет демократии, это моя точка зрения:-), не приписывайте мне лишнего. Диктатура это одна из форм буржуазной власти и не самая выгодная для буржуазии. Вы же понимаете диктатуру даже как распорядок рабочего дня, наказали за опоздание на работу - диктатура, уволили - диктатура, приняли решение о запреде демонстрации - диктатура и т.п. Суть диктатуры не в насилии, насилие только орудие диктатуры, суть диктатуры в способе принятия решений, которая в пределе вырождается в тиранию. Власть буржуазии уродлива и при этом совсем не обязательно называть ее диктатурой, почему вам это сложно понять? Буржуазия давно поняла, что диктатура невыгодна с экономической точки зрения, поэтому сегодня власть буржуазии называется "демократия", буржуазная демократия. Диктатура сейсас в мире не модна, так сказать, моветон. Это вы,Владимир,пытаетесь словоблудием доказать несовместимое.В буржуазном обществе действует демократия для буржуазии и диктатура для пролетариата и основной массы народа.Иначе и быть не может,когда очень малая часть народа управляет многократно большей частью.На выполнение этой главной задачи капитала подготовили соответствующую конституцию,на это направлена деятельность всех ветвей власти,силовые структуры,законодательные органы,в изобилии пекущие законы и постановления в угоду капиталу,создание систем выплаты зарплат и пенсий на уровне полунищеты и т.д. А для "оформления" этой диктатуры в виде демократии разработана система выборов,про которые Ленин говорил 100 лет назад-надеяться одержать победу на выборах,проводимых под гнетом буржуазии и завоевать таким образом власть в буржуазном государстве могут только конченные дураки.Вот такая демократия и такая диктатура сосуществуют в нынешней рэфии. Астров, ну какая "демократия для буржуазии"? Вы ж думайте, что пишете. Демократия это что, власть народа, и вы хотите сказать, что в буржуазном обществе действует власть народа для буржуазии?:-) Астров, изучите значения терминов "демократия", "диктатура" и постарайтесь применять их адекватно. А то у вас так и будет диктатура в виде демократии и демократия в виде диктатуры. И Ленина не впутывайте, уверен, вы понимаете его поверхностно. Тов. Владимир, слово демократия безусловно означает народовластие. Но, к сожалению, не определяет, кто включается в понятие демос, т.е. народ. На практике все решается просто: у кого в руках власть, тот и народ. Как это осуществляется, хорошо описано в книжках позапрошлого века. Я думаю, Вы все это и сами знали, но забыли. Ничего, бывает. А есть ли смысл ломать голову, кто есть сегодня пролетариат? Раньше в ходу были ещё такие выражения, как эксплуататары и эксплуатирымые. Может отталкиваться от этих определений? Тогда совсем другая картина получиться и всё становится более понятным. "Ломать голову" смысла не имеет. Имеет смысл знать научное определение: Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала. Иными словами, пролетариат, или класс пролетариев - есть класс наемных работников. Автор статьи «Была ли в СССР диктатура пролетариата?» односторонне подошел к теории революционной диктатуры пролетариата. Он все внимание уделил одной стороне диктатуры пролетариата: насильственной стороне, и ни одним словом не обмолвился про ее другую сторону: новой организации труда на производстве. Поэтому можно бесконечно гадать о том, была ли в СССР диктатура пролетариата и не поставить при этом вопрос, была ли в СССР новая социалистическая организация труда. О том, что в сталинскую эпоху в СССР было революционное насилие, сегодня никто не отрицает. Всем хорошо известны цифры этого насилия. Агенты империализма в марксизме при этом утверждают, что это были «сталинские политические репрессии», которые несовместимы с диктатурой пролетариата, а являются порождением «культа личности» Сталина. Они для этого полностью отвергают или «отрезают» вторую часть определения революционной диктатуры пролетариата: социалистическую организацию труда. Поэтому делается вывод о «незаконных репрессиях», а не о подавлении сторонников буржуазного типа организации труда. В этом суть «критики» прикладного марксизма – ленинизма-сталинизма. В работе «К вопросам ленинизма» Сталин приводит наиболее полное определение диктатуры пролетариата, данное Лениным: «Но насилием, конечно, не исчерпывается диктатура пролетариата, хотя без насилия не бывает диктатуры. «Диктатура – говорит Ленин, – означает не только насилие, хотя она невозможна без насилия, она означает также организацию труда более высокую, чем предыдущая организация» (см. т. XXIV, стр. 335-336). «Диктатура пролетариата… не есть только насилие над эксплуататорами и даже не главным образом насилие. Экономической основой этого революционного насилия, залогом его жизненности и успеха является то, что пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда, по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы и залог неизбежной победы коммунизма» (см. т. XXIV, стр. 335-336).» «Главная сущность её (т. е. диктатуры. И. Ст.) в организованности и дисциплинированности передового отряда трудящихся, его единственного руководителя, пролетариата. Его цель – создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех челнов общества трудящимися, отнять почву у всякой эксплуатации человека человеком. Эту цель нельзя осуществить сразу, она требует довольно продолжительного переходного периода от капитализма к социализму, – и потому, что переорганизация производства вещь трудная, и потому, что нужно время для коренных перемен во всех областях жизни, и потому, что громадная сила привычки к мелко-буржуазному и буржуазному хозяйничанью может быть преодолена лишь в долгой, упорной борьбе. Поэтому Маркс и говорит о целом периоде диктатуры пролетариата, как периоде перехода от капитализма к социализму» (см. там же, стр. 314).» Таковы характерные черты диктатуры пролетариата» (Сталин, т.8, стр. 29-30). Агенты империализм в марксизме, отвергают насильственную сторону диктатуры пролетариата, чтобы отвергнуть ее вторую сторону – более высокий тип общественной организации труда, чтобы узаконить капиталистический тип организации труда. Именно для этого они пускают в ход «обрезанную» формулировку диктатуры пролетариата. Ведь тогда не сложно свести диктатуру пролетариата к массовым политическим репрессиям и ими запугать и одурачить трудящихся, чтобы они забыли о более высоком типе общественной организации труда. На Красном ТВ я опубликовал статью «Эмансипация трудовых коллективов социальных учреждений». В ней приведен более высокий тип общественной организации труда в социальных учреждениях, т.е. революционная диктатура пролетариата. (Опубликовано: 07.12.2014 - 11:49. -- http://www.krasnoetv.ru/node/24059). При этом ни один агент империализма в марксизме не выступил с комментариями против этой статьи. Они не смогли ничего противопоставить революционной диктатуре пролетариата, ее преобразующей роли в деле превращения капитализма в коммунизм, чтобы не раскрыть своей роли агентов империализма в марксизме. Нельзя же выступить против нового типа организации труда. Это же не «политические репрессии», против которых выступают все «марксисты». При исследовании СССР научно доказана, что в период сталинских пятилеток была не только первая сторона революционной диктатуры пролетариата – революционное насилие, но и ее вторая сторона – социалистическая организация труда. После Сталина были отброшены как первая, так и вторая стороны диктатуры пролетариата. В экономике начали господствовать рыночные отношения, вместо социалистических отношений, а в политике – волюнтаризм и субъективизм, вместо ленинизма-сталинизма. Постепенно начался процесс реставрации диктатуры буржуазии, вначале мелкой и чиновничье-бюрократической, а затем и олигархической. В современных условиях диктатуру пролетариата возможно восстановить. Но начинать нужно не с восстановления не политического насилия, а с установления более высокого типа общественной организации труда. Для этого процесса сегодня имеются необходимые правовые нормы. Если бы их не было, то тогда нужно было бы эти нормы установить, т.е. захватить власть и принять соответствующие законы. Сегодня трудовые коллективы могут и обязаны установить более высокий тип общественной организации труда. Тем самым они установят революционную диктатуру пролетариата на предприятиях, где они работают сегодня по договору найма и наемными работниками. Вместо решения этой революционной задачи, агенты империализма в марксизме толкают рабочих на парламентскую борьбу, чтобы одних чиновников заменить другими. Рабочие же должны заменить тип общественной организации труда на предприятиях, а не чиновников на «ветвях» власти. Эти «ветви» покрыты коррупцией, наподобие болезни у деревьев и кустарников, которая называется «американская мучнистая роса». Вот в чем проблема диктатуры буржуазии. Тов. М.Н.Антоненко. Если, предположим, пролетариат возьмет власть, а власть может взять только класс, то кто будет объектом диктатуры в социалистической организации производства и кто будет ее осуществлять? Заранее, спасибо. Диктатура пролетариата - это фигура речи, которая обозначает всеобщее имущественное равенство. Властители такие же бедные (либо богатые, что одно и тоже, как переход диалектического бытия и в ничто) как и их подчиненные, то есть диктатура бедных над бедными. Диктатура пролетариата - это последовательная борьба всеми способами и методами со старыми порядками, зачем вы врете, господин реформист? Это слишком общо, а потому совершенно бессодержательно. Борьба кого и с кем? Вот в чем вопрос!!! Борьба рабочих с крестьянами? Борьба сознательных рабочих с несознательными? Борьба внутри себя с самим собой??? Если власть у пролетариата и имеются старые порядки, то чего же с ними последовательно бороться??? Их нужно просто взять и отменить раз и навсегда одним декретом, после чего ввести новые порядки. Кто то будет сопротивляться? А кто будет сопротивляться? Буржуи? Но ведь их то уже ликвидировали. Это во первых, а во вторых их ведь меньшинство и это меньшинство лишено возможности насильственного принуждения. Значит и обычной пролетарской демократии достаточно!!! Зачем диктатура? Вот те вопросы, которые вам как агитатору зададут на митинге рабочие. И как вы на них ответите? Ником D сформулировал вопрос об объекте диктатуры пролетариата в социалистической организации производства следующим образом: «Если, предположим, пролетариат возьмет власть, а власть может взять только класс, то кто будет объектом диктатуры в социалистической организации производства и кто будет ее осуществлять?» – Автор: D., добавлено: 29.12.2014 - 14:28. Если, предположим, пролетариат создаст свою власть и ее установит в обществе, упразднив нынешние коррумпированные «ветви» буржуазной власти, то правящий пролетариат организует социалистическое производство – высший тип организации труда. Нынешняя система частнокапиталистического производства и присвоения прибыли основана на превращении овеществленного в средствах производства труда в частный и государственный постоянный капитал, а живого труда – в переменный капитал, на который установлена индивидуальная собственность. Современный рабочий является частным собственником своего переменного капитала и вправе им распорядится по своему усмотрению. В нынешних капиталистических отношениях работники продают на рынке свой переменный капитал собственникам постоянного капитала (работодателям), которые их соединяют в процессе капиталистического производства прибыли. Социалистическая организация производства и потребление материальных благ устанавливается в два этапа. Первый этап – это социалистическая революция, а второй – коммунистическая революция. Трудящиеся для социалистической организации труда обязаны в современных исторических условиях осуществить две революции: социалистическую и коммунистическую. Экономической основой современного капитализма являются ТНК (транснациональные компании), а не буржуазные государства как это было в 1917 г. ТНК есть юридическое лицо современного олигархического капитализма. Исходя из этого факта, социалистическая революция в современных условиях будет осуществляться в ТНК, а не в государствах. После осуществления социалистической революции в ТНК, настанет черед за осуществлением коммунистической революции, которая будет осуществляться в государствах. Социалистическая революция состоит в прекращении работниками ТНК продажи переменного капитала и их объединение в производственный кооператив (социалистическую трудовую артель). Трудовая артель заключает гражданско-правовой договор с наблюдательным советом ТНК о передаче полномочий уволившихся индивидуальных наемных работников коллективному работнику – социалистической трудовой артели. В качестве вознаграждения за вложения руда в производство продукции трудовая артель получает право на долю выручки от произведенной и реализованной продукции. Трудовой коллектив ТНК в результате осуществления социалистической революции преобразуется в трудовую артель, которая будет являться юридическим лицом социализма. Тем самым трудовые коллективы промышленных и торговых ТНК распространят Ленинский кооперативный план на крупные юридические лица капитализма. Объектом диктатуры пролетариата в социалистической организации производства являются трудовые отношения. Наемный труд (переменный капитал) именем социалистической революции упраздняется и вместо него вводится социалистический кооперативный труд (переменные фонды труда). Процесс создания таких юридических лиц социализма будет длительным и основан на добровольных принципах. Он будет очень похож на процесс коллективизации крестьянских хозяйств в 30-ые годы прошлого столетия в СССР. Тогда земля находилась в собственности государства, а сейчас акции находятся в собственности государства и олигархов. Тогда крестьяне обобществляли свой труд и средства производства, кроме земли. Сейчас работники трудовых коллективов ТНК будут обобществлять только свой переменный капитал, который воплощен в их рабочей силе. Юридические лица капитализма – ТНК, сохранятся некоторое время после осуществления социалистической революции как родимые пятна капитализма. Они будут со временем обобществлены в рамках государства в ходе осуществления коммунистической революции. Одновременно будет создано за счет акций новое коммунистическое акционерное общество, которое станет юридическим лицом коммунизма. Овеществленный в средствах производства труд будет превращен в коммунистические постоянные фонды. Современные левые и коммунистические партии призывают трудящихся осуществить только одну социалистическую революцию. Тем самым они выбрасывают из второй программы РКП (б) (1919 г.) задачу по осуществлению коммунистической революции. Эти все партии объявили себя правопреемницами РКП (б), но задачу по осуществлению коммунистической революции не ставят перед трудящимися. Поэтому трудящиеся, которые знают программу РКП (б), разработанную и редактированную Лениным, отказывают в доверии этим партиям. Все марксисты обязаны знать и выполнять основные положения и задачи программы РКП (б). Лично я признаю программу РКП (б), принятую в 1919 г., и поставленную в ней задачу осуществления коммунистической революции. В 1961 г. 22 съезд КПСС принял третью программу партии – программу «строительства» коммунизма. В ней уже не было места для коммунистической революции. Вместо ее осуществления была выдвинута контрреволюционная идея «перерастания» социализма в коммунизм. 22 съезд КПСС свернул советские народы с пути коммунистической революции и направил на путь контрреволюции и реставрации капитализма. Развитой социализм перерос в капитализм, а не в коммунизм. Этот исторический экскурс необходим для того, чтобы уяснить современную задачу – задачу осуществления социалистической революции в ТНК. Этой задачи не могло быть во второй программе партии, так как была осуществлена в 1917 г. Великая Октябрьская социалистическая революция. В связи с реставрацией капиталистических ТНК сегодня вновь стоит задача осуществления в них социалистической революции. Мне понравилась настоящая заглавная статья и уровень её обсуждения. Налицо достаточно результативный подход к организации дискуссии по важной теме коммунистического строительства. Ну что ж, попытаюсь изложить и свой подход к обсуждаемой теме. Были ли в СССР диктатура пролетариата? По данному вопросу сознание обычного гражданина, прежде всего, пронизывает штамп понимания власти: кто кем руководил и какой от этого результат? Одни уверяют, что в СССР не было диктатуры пролетариата и поэтому получились сбои в строительстве социализма, другие же уверены в том, что простые пролетарии по своему образовательному уровню не готовы были к взятию на себя миссии диктатуры, а поэтому и получились эти сбои. Но мне кажется, что к данному вопросу следует подходить более обобщенно. Пролетарии в буржуазном обществе - все те, кто отстранены от средств производства, а, значит, от доходов сверх заработной платы. Из них реально те готовы бороться за власть трудящихся, которые осмысливают свое политическое положение и более организованы. Это, конечно же, промышленные рабочие. Да, с развитием капитализма образовательный уровень таких рабочих явно прогрессирует. Но значит ли это, что соответственно растет и их сознание? Вот здесь-то нас сбивает с толку заметное противоречие между образовательным прогрессом и сознательным регрессом этих рабочих. А почему так получается? Так получается потому, что буржуазная институция учла возможную роль этого слоя пролетариев в политической жизни и «задобрила» его улучшенным доходом. В результате квалифицированный рабочий выделился в «средний класс» и оказался утерянным по своему пролетарскому назначению бороться за власть трудящихся. Вот в этом и состоит парадокс возможного предназначения промышленного пролетариата возглавлять борьбу трудящихся за политическую власть. Но это только видимость такого положения. На деле по мере развития капитализма все меньше и меньше требуется живого труда в материальном производстве, в результате благополучие квалифицированных рабочих неустойчивое. Поэтому их активность связывается с осмыслением своего положения в историческом процессе. А это осмысление само по себе не появляется. Требуется соответствующий генератор политического просвещения. Таким генератором может быть один-единственный источник – коммунистическая партия, вооруженная научными идеями общественного развития. Такая партия в критических социально-экономических ситуациях способна поднять широкий фронт пролетариев на борьбу за политическую власть даже без особого осмысления ими своего будущего. Решающая роль в успешной борьбе всегда будет обеспечиваться осознанным авангардом пролетариата во главе с руководящей партией. Что касается роли рабочего класса в процессе построения социализма, то здесь следует учитывать достижения в области совершенствования форм государственного управления на базе информационных средств. Вполне очевидно, что возврат на путь коммунистической формации уже будет осуществляться на основе полноценной научно обоснованной концепции коммунистического строительства как с учетом бывшего опыта, так и познанных экономических законов применительно к данной формации. Ведь когда мы говорим о диктатуре рабочего класса, то имеем в виду его прямую социальную заинтересованность в преобразованиях общественной жизни в общих интересах. Эта рабочая диктатура в условиях СССР упиралась в формы ручного управления, прежде всего, хозяйственными делами, и в результате отдавалась на откуп чиновничества, чем как бы нивелировала свои функции инициативы и контроля. В современных условиях научно-технического прогресса проблемы политического управления настолько автоматизируются, что необходимый изначальный процесс рабочей диктатуры способен скоротечно перерасти в общенародную власть, и тем самым сгладить историческую проблему внутренних общественных взаимоотношений. Поэтому, на нынешнем этапе для коммунистов любой страны главным должен быть вопрос разработки и обнародования научно обоснованной концепции общественного развития в условиях коммунистической общественно-экономической формации как альтернативы регрессирующей капиталистической формации. Такая концепция уже выражает интересы не только сознательной части пролетариата отдельной страны, а всего прогрессивного человечества мира. Этому должно способствовать осмысление общей угрозы для живого мира планеты от деструкции деградирующего капитализма. Таким образом, главной задачей коммунистов всех стран является объединение всех прогрессивных сил мира с целью пропаганды концепции коммунистического строительства как альтернативы капитализму и борьбы за переход на путь коммунистического строительства. Такие задачи в складывающихся условиях можно решать только всем миром сообща. Уже складываются надлежащие условия для функционирования всемирного кооперативного хозяйства с общими сырьевыми и энергетическими источниками.Но за это предстоит упорно бороться уже всему сообществу. Марксисты при обсуждении темы признали правильным и своевременным выступление товарища С. Соловьева. Несогласие возникло вокруг расширения понятия пролетариата до уровня пролетария умственного труда. причины способствующие крушению СССР остались не затронутыми. Просьба к товарищу С. Соловьеву опубликовать на КТВ свое видение причин гибели СССР. Тема причин крушения СССР огромна. Когда-то давно мы писали статью на эту тему (http://marxdisk.narod.ru/vzlet.htm). Посмотрите, если интересно. Но там упор делался на экономические просчёты КПСС. Если коротко, не существует единственной "самой правильной" модели социализма, данной нам классиками на вечные времена. Экономическую систему всегда (и при коммунизме тоже) надо будет менять в соответствии с текущими потребностями производительных сил. В 30-40е годы в основном экономическая система у нас была верна, но то, что было хорошо в период индустриализации (т.е. создания промышленности почти с нуля, в отсталой стране) уже не годилось в 60-е годы. От строительства новых и новых заводов нужно было переходить к интенсивному развитию, искать способы экономически заинтересовать всех (и рабочих тоже) внедрять передовые технологии на своих предприятиях. Но верхушку КПСС и так всё устраивало. А власти рабочего класса в СССР не получилось. Причём, как я постарался показать в статье "Была ли в СССР диктатура пролетариата?", не получилось с самого начала. И по объективным причинам, а не по чьей-то злой воле. Предложенная для анализа статья Соловьева Б.С. и Соловьева С.Б. «Взлет и падение социализма в СССР» (2002 г.) является образцом метафизического анализа социализма, а не диалектического. Авторы статьи утверждают, что «И социализм в СССР потерпел поражение, в полном соответствии с законами марксизма» (Заключительное предложение главы 6). Есть законы диалектики, а не марксизма. Утверждение о «гибели социализма» является ошибочным выводом. Социализм по определению не мог потерпеть поражение. Его не смог победить в 1941 г. германский фашизм, который подчинил всю капиталистическую Европу. Социализм не вечный общественно-экономический строй. Метафизики пытаются его сделать вечным. Из этого у них формируется вывод о «гибели социализма» в СССР. Социализм есть низшая фаза коммунистической формации. Общество неизбежно, желает оно того или нет, по мере развития производительных сил переходит на следующую более высокую фазу или же имеет место зигзагообразное движение. Социализм как низшая фаза коммунистической формации диалектически раздваивается на два противоположных типа отношений: коммунистические и капиталистические. О родимых пятнах капитализма на низшей фазе коммунизма писали Маркс и Энгельс. В советских социалистических госпредприятиях параллельно развивались два этих противоположных типа производственных отношений. О них писал Сталин в «Экономических проблемах социализма в СССР». Достигнув своей критической массы, они разделились на два типа организаций: коммерческие капиталистические производственно-торговые предприятия и некоммерческие коммунистические социальные учреждения. В силу этого диалектического развития советского общества говорить о «гибели» социализма некорректно. Социализм породил две правовые формы организаций: коммунистические и переходные неокапиталистические. Это исторический факт и его никто не сможет опровергнуть. В современных переходных неокапиталистических АО вызревают два типа производственных отношений: коммунистические и социалистические. Поэтому по мере развития главной производительной силы общества эти производственные отношения будут законодательно оформлены в двух новых юридических лицах: коммунистических АО и социалистических кооперативах. Поэтому ни о какой предстоящей «гибели» неокапитализма сегодня не может быть выводов. Вопрос стоит о раздвоении переходных неокапиталистических АО на коммунистические и социалистические организации. Количественные изменения в АО неизбежно превратятся в качественные изменения – неокапиталистические АО будут революционно превращены в коммунистические и социалистические организации. Это закон истории развития современного постсоветского общества. Майя Плисецкая -- коммунизм хуже фашизма : https://www.youtube.com/watch?v=qeIwUqy6S1c&feature=player_detailpage
Добавить комментарий
(всего 127)
‹ Более старые
|