комментариев:
|
Назад в будущее
Опубликовано:
09.01.2015 - 22:06
В интернете и прогрессивной прессе до сих пор регулярно появляются статьи, пытающиеся ответить на вопрос: «Почему распался Советский Союз, почему социализм потерпел поражение?» Казалось бы, чисто исторический вопрос - о том, что уже прошло. Но это не так. В отличие от большинства исторических вопросов этот вопрос имеет не столько академическое значение, сколько практическое, поскольку мы все обречены ещё раз совершить этот путь. И от того насколько мы чётко ответим на этот вопрос, насколько сможем увидеть, почему предыдущая попытка оказалась неудачной, зависит и успех будущего движения. С этих позиций и надо подходить к ответу на этот вопрос. То есть, можно сказать, что ответ на вопрос найден, если есть конкретные предложения: как не повторить неудачную попытку, что надо изменить, чтобы социалистическая революция вновь не закончилась крахом. Надо сказать, что большинство статей о развале СССР, если исходить с этой позиции, не отвечают на поставленный вопрос.
Вот, к примеру, статья Феликса Горелика на Красном ТВ «В чём тайны причин гибели СССР?», опубликованная 25.12.2014( http://krasnoe.tv/node/24216 ). И хотя в статье приводятся здравые мысли о том, что законы нового общества остались непознаны, а значит было наделано много ошибок, когда дело доходит до конкретных причин, автор повторяет уже многократно повторенные, но не объясняющие суть ошибок, положения. Автор разделил причины на объективные и субъективные. Вот объективные:
То, что Россия в момент начала революции была отсталым звеном империализма сомнений нет, но согласно Ленину революция и должна была начаться в слабом звене. То есть либо Ленин не прав, либо мы, согласно автору, должны признать, что объективные причины поражения социалистической революции существовать будут всегда. Вторая причина – враждебное капиталистическое окружение - тоже реально существующая причина. Но в таком случае, мы должны поставить вопрос и о возможности победы социалистической революции в одной стране. Может, правы всё-таки были Маркс и Энгельс, утверждая, что социалистическая революция может победить исключительно во всех странах сразу или уж в основных империалистических – обязательно? Третья причина является не причиной, а констатацией факта, поскольку именно задача социалистической революции и социализма и состояла в том, чтобы превзойти империалистические страны в экономике, в которой первоначальное лидерство принадлежало империализму. И если обозначается такая причина, то это фактически означает признание того факта, что социализм не справился перед стоящей перед ним задачей. Четвёртая причина и вовсе является выдуманной, поскольку о нехватке времени можно было бы говорить, если бы СССР постоянно сокращал своё отставание в экономике, но в последний период существования СССР об этом говорить было нельзя. Ясно ли из перечисленных причин, что было не так в СССР, что надо сделать по-другому при новой попытке? Я бы так не сказал. Скорее из этого напрашивается вывод, что строительство социализма – дело бесперспективное. Но это не так! Это значит, что причины не раскрыты и не указаны. А как дело обстоит с субъективными причинами? Вот они:
То, что в СССР сохранялись «носители стремления к реставрации капитализма», это не причина, а факт, который будет всегда при социалистической революции, особенно в начальный её этап, и количество этих «носителей» должно сократиться по мере строительства социализма. И то, что это не произошло, говорит об ошибках и слабости «социализма», реализованного в СССР. Перерождение большой части советского народа – весьма спорное утверждение. На какой основе автор делает такой вывод? На основе того, что основная масса проявила пассивность и не поддержала «истинных коммунистов»? А где были эти «истинные коммунисты»? Ведь далее автор признаёт, что переродилась и КПСС, и всё государство. И то, что их не поддержали, скорее говорит о противоположном, - о том, что бОльшая часть советского народа как раз и не переродилась. А истинных коммунистов не было слышно. Из перечисленных причин не видно, что надо сделать по другому, в чём причины этого повального «перерождения». Или мы должны признать неизбежность такого сценария? Конечно, нет! Но для этого надо отрешиться от поклонения авторитетам и взглянуть на историю СССР и социалистической революции с критических позиций. Особенно тяжело признать, что что-то, о чём с такой уверенностью говорили в СССР, о чём было написано в учебниках, почитаемых почти как библия у верующих, оказалось не верным, ошибочным. Автору рассматриваемой статьи это оказалось не под силу. Но, надо признать, есть и другие статьи, авторы которых всё-таки пытаются критически переосмыслить историю СССР. Пример – статья на том же Красном ТВ «Была ли в СССР диктатура пролетариата?» Сергея Соловьёва (http://krasnoe.tv/node/24185). Не во всём с автором можно согласиться (например, с его оценкой «пролетариата умственного труда»), но главный вывод уже даёт какие-то ориентиры для поиска ошибки, а самое главное, для поиска решения проблемы – «Пролетариат в СССР был отстранён от власти». Так или иначе, вопрос о диктатуре пролетариата в период социалистической революции – очень важный вопрос. Ответив на него Вы сможете ответить и на вопрос о причине краха СССР. Вопрос, без ответа на который невозможно движение в дальнейшем к социализму. Поэтому я вновь обращаюсь к прошлому, чтобы попытаться найти путь к будущему. Сначала несколько слов о том, что такое диктатура пролетариата и зачем она нужна. Как известно, социалистическая революция имеет ряд важных, принципиальных отличий от буржуазной революции. Экономический базис капитализма – капиталистические производственные отношения зарождаются и развиваются в недрах ещё феодального общества. Когда противоречия между развивающимися экономическими отношениями и политической надстройкой достигают определённого предела, происходит взрыв – смена политической надстройки, что означает смену общественно-экономической формации и завершает собой буржуазную революцию. То есть начало буржуазной революции, а именно зарождение и развитие капиталистических производственных отношений, происходит ещё в недрах феодального строя, а государственный переворот, смена политической надстройки знаменует собой окончание буржуазной революции. Это возможно, поскольку феодальные и капиталистические производственные отношения базируются на частной собственности на средства производства. Для развития (во всяком случая начального) капиталистических производственных отношений в феодальном обществе нет непреодолимых преград. Другое дело социалистическая революция. Социалистические производственные отношения базируются на общественной собственности на средства производства. Для их зарождения и развития в буржуазном обществе, которое целиком ориентировано на частную собственность на средства производства, нет условий. Сначала надо создать эти условия - сменить политическую надстройку, а затем уже развивать социалистические производственные отношения. Причём по мере развития этих социалистических производственных отношений, в экономической среде, в которой, в начальный период будут существовать и капиталистические производственные отношения, и феодальные, и даже патриархальные, необходимо будет постоянно поддерживать благоприятные именно для социалистических производственных отношений условия. Суть всякого государства, даже самого наидемократичнейшего, - в подавлении. В подавлении господствующего класса всех остальных классов, хоть как-то могущих влиять на экономическую ситуацию. В буржуазном государстве властвует класс капиталистов. Именно его интересам служит государство. В период социалистической революции государство (пока оно ещё не отмерло) должно поддерживать условия развития общественной собственности на средства производства, то есть служить интересам большинства народа, а значит руководить государством может только один класс - класс, представляющий народ в бОльшей степени – класс пролетариата. Отсюда и появилось утверждение, что государство периода социалистической революции может быть только государством нового типа – государством диктатуры пролетариата. Это понятно, но какую форму должно иметь это государство, какие его основные черты? Первоначально предполагалось довольно простая вещь. В момент захвата власти прежнее правительство разгоняется, на его место избираются новые депутаты - депутаты из класса пролетариат или представляющие его интересы. И государство диктатуры пролетариата готово. Так примерно рассуждали ещё во времена написания «Манифеста коммунистической партии». Однако с течением времени стало понятно, что прежняя форма государства, так исправно служившая капиталистам, не сможет работать в качестве диктатуры пролетариата. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим процесс влияния класса капиталистов на государственную машину капиталистического государства. Перед нами буржуазная демократическая республика (крайние формы буржуазных государств, типа фашистской диктатуры, рассматривать не будем). Всеобщее избирательное право. Каждый имеет право избирать и быть избранным. Казалось бы, всеобщая свобода: кандидат избирается именно волей большинства, то есть это именно то, что они хотят, что они выбрали и что заслужили. Очень справедливо (во всяком случае, так это расписывает буржуазная пропаганда). А на самом деле? Может ли быть избран любой, кто в наибольшей степени отвечает интересам большинства? Конечно нет! Для того, чтобы быть избранным, необходима финансовая поддержка. Мало суметь зарегистрироваться в качестве кандидата, необходимо провести ещё избирательную кампанию, которая требует немало денег, а деньги приходится отрабатывать. Но вот кандидат превратился в депутата. Тут опять проявляется могущественная рука капитала: в обмен на выгодные для капитала решения депутат может иметь различные привилегии и материальные вознаграждения. У нас во всю борются с коррупцией. Как будто бы мы одни такие недоразвитые, а другие развитые страны давно победили коррупцию и именно поэтому намного превосходят нас в экономическом плане. Нет! Во всех капиталистических странах присутствует давление капитала на депутатов с целью принятия выгодных для него решения. Давление в основном экономическое (хотя и организация массовых выступлений тоже требует денег). И неважно, как это называется - коррупция ли (то есть противоречащее в чём-то законодательству), лоббизм ли (то есть узаконенное, искусственно разведённое с коррупцией), - факт остаётся фактом. В буржуазном государстве существует экономический канал давления на депутатов, полностью подчиняющий их классовым интересам именно буржуазии. В эпоху империализма, как показал Ленин, власть вообще сливается с капиталом. Это во всей непрекрытости сегодня можно наблюдать на Украине, у нас, да и в других странах тоже. Если оставить форму буржуазной республики неизменной и в эпоху социалистической революции, то останется возможность формирования аналогичного канала и там. Поскольку в начальный момент, пока существуют классы (в том числе и эксплуататорские) и товарно денежные отношения, будет существовать и механизм, с помощью которых представители этих классов будут пытаться добиться для себя более выгодных условий для получения экономических выгод. Но даже если этого не произойдёт, необходим дополнительный канал постоянного влияния пролетариата на власть. Поскольку депутаты, даже если они происходят из класса пролетариат, на время исполнения депутатских обязанностей выходят из своего класса, и у них могут появиться свои, отличные от интересов класса пролетариат, интересы. Это поняли и Маркс с Энгельсом и Ленин, и они в своих работах уже подчёркивали, что старая государственная машина должна быть обязательно сломана, а на её месте должно быть построено принципиально новое государство. Но в чём заключалась эта новизна? Ленин, в своей работе «Государство и революция», написанной незадолго до Октябрьской революции, опирается на опыт и Парижской коммуны, и первой русской революции. Советы – вот новая форма государства, пригодная для осуществления функций государства диктатуры пролетариата. Их отличие – формирование по трудовым коллективам. Однако этого мало для установления влияния «пролетариат – власть», и потому Ленин говорит об опоре государства на вооружённый народ. И сегодня еще некоторые коммунисты уверены, что стоит только раздать оружие народу, как диктатура пролетариата будет обеспечена. Так было в процессе октябрьской революции – и формирование вооружённых сил на добровольной основе, и отсутствие профессиональных постоянных полицейских органов с заменой их на общественную милицию, и другие. Вооружённый народ мог влиять на власть только в самый острый момент революции, когда экономика практически не работала, а трудящиеся вышли на улицы. Но так долго не могло продолжаться без того, чтобы значительная часть не вернулась в производство и формирования постоянно действующих вооружённых «внутренних» сил, а значит имеющие свои собственные, отличные от классовых интересов пролетариата, интересы. Ленин писал о вооружённом народе, дополняющем власть Советов, опираясь на то, что видел в семнадцатом году. Позднее, уже в Советском государстве, после окончания Гражданской войны, Ленин неоднократно делал попытки найти форму участия народных масс, пролетариата в государственном управлении. Это и замечания к проекту Рабочей и Крестьянской инспекции при Госконе в январе 20 года. Это и работы, написанные к XII съезду партии «Как нам реорганизовать РАБКРИН» и «Лучше меньше, да лучше». Однако эти предложения Ленина не были реализованы. Может быть из-за непонимания важности поднимаемых вопросов большинством руководителей того времени, и, в первую очередь, Сталиным. Таким образом, главную причину последующих неудач в деле строительства социализма в нашей стране я вижу в том, что не была найдена форма государства, способного выполнять роль государства диктатуры пролетариата, способного обеспечить постоянное влияние широких масс пролетариата и трудящегося народа на власть. Что и привело сначала к подмене диктатуры пролетариата диктатурой партии, а затем и диктатурой партийно-хозяйственной номенклатуры. То есть произошло то, о чём и писал Сергей Соловьёв (да и многие другие тоже) – фактическое отстранение пролетариата от власти. Статья была бы не полной, если бы я не попытался предложить что-то для решения этого вопроса. Попытаюсь что-нибудь предложить, хотя бы идею.
Итак, задача: так изменить форму государственного устройства, чтобы обеспечить:
За основу берутся Советы первых годов Советской власти, то есть формирующиеся на основе производственного принципа, то есть от трудовых коллективов, совмещающие законодательные и исполнительные функции. Советы дополняются каким-то органом, представляющий пролетариат. Что это за орган? Ясно, что весь класс в него не вместишь, то есть там должны быть представители. Но и выборным он тоже не может быть. Иначе бы он ничем не отличался от всего остального Совета, а значит, тоже требовал бы контроля. Этот орган может формироваться только на основе какой-то повинности, чтобы каждый трудящийся человек мог пройти через него. Формирование по территориальному признаку. Частая ротация (не более 2-3 месяцев пребывания в нём). Итак:
Я думаю государство, построенное по этому принципу, не только бы позволило осуществить диктатуру пролетариата, но и обеспечило бы отмирание самого государства и замену его органами общественного самоуправления.
А.Линкс
Добавить комментарий
(всего 16)
Виссарионович в экономических проблемах говорил о четырех часах работы... Это и есть истчник массовости и отсутсьвия элитарности в управлении, плюс повышение эффективности. Выстроить схему управления в сменном режиме - десяток управленцев, работающих смену по четыре часа, двое запасных, на случай болезни, подмены. За управленческий этот труд может и не стоит платить вовсе - работа на основном месье, ьокарем/литейщиком/дворником/кухаркой, должна давать досьаточно средств для жизни. А если нужен мозговой штурм, всегда есть десяток человек, что полностью в теме, эффективность каждой смены можно сравнивать - это вообще основа поиска решений на производстве. Силами одной смены формируетс исполнение мероприятий по изменению ьехпроцесса, и сравнивается выхлоп. Объективным фактором поражения Союза нужно указать отсутствие теоретической базы, отсутствие планов по реализации социализма - технолошический процесс не описан, методичек нет, инструкций по эксплуатации нет. Невнятное обучение кадров. Нет эього и до сих пор. Я, например, освоил два производства за то время, пока изучал марксизм. И представления о марксизме нет до сих пор. Понятно, что я не самый умный еловек. Но не сильно хуже прочих. Вот понял я, что комми это круто. Как стать комми? прочесть основные рботы Маркса. А потом еще Гегеля, потом еще В.И., потом еще и Сталина. Они в своих работах обращаются к разным авторам, источникам, событиям. Прочел Энгельса И... Знаете... Не могу сложить всю картинку. Голова кругом, времени затрачено масса , а выхлоп слабенький. ГоворЯт, что нужно чиьать классиков без купюр, что популяризация Маркса это отстой, нужно вкуриьь все в один затяг. Вы когда нибудь видели такой подход на производстве? Собираем, скажем, ьрактор, и работяге даем талмуды по химии, механике, математике - просвящайся. Понятно, что без химии не понять все тонкосьи превращения руды в ьрактор, но путь явно не рабоий. Методика/ьехнология/инструкция должны быть. И написанные комми, а не троцкистами или вообще непонятно кем. Луночарский, например, такую ересь пихал, что просто пипец! Причем знал ведь, паскуда, что гадил Союзу. Читал вя как у него сжалось при визите Дзержинского. Одна латиница чего стоит в нацалфавитах. Ну сколько можно переливать из пустого в порожнее? Вопрос гибели СССР давно снят. Если совсем просто, то причина во ведении капиталистических механизмов в коммунистическую экономику. И чем больше их вводили, тем ниже была эффективность советской экономики. А дальше, по мере перерождения базиса, перерождалась и надстройка, со всеми вытекающими. Всё!!! Если и рассматривать этот вопрос, то не "в общем и целом", а по конкретным решениям партии и правительства и их соответствию, или не соответствию коммунистической модели экономики. Далее, анализ последствий, каждого из рассматриваемых решений. Это серьезная работа для профессионалов и теоретиков. И только после её окончания, можно начинать думать о новой "дорожной карте" построения коммунизма, с учетом всех предшествующих ошибок. В противном случаи, такие дискуссии пусты и даже вредны. Очень хорошая статья. Без правильного научного анализа причин уничтожения СССР снова совершить Социалистическую революцию будет невозможно.Сейчас появилось очень много левых (коммунистических) партий. У каждой своё видение произошедшего и свои пути борьбы за смену общественно-политической формации. В головах у членов этих левых партий полная каша. Необходимо научно объяснить причину краха социализма и на этой основе (на основе научной теории) объединить все, практически разрозненные, левые и прогрессивные силы в нашем обществе, создав действительно Коммунистическую партию, вооруженную современной научной теорией и имеющей четкий план действий по смене общественно-политической формации в нашей стране. КПСС(платформа научного коммунизма) приняла за основу политической деятельности стратегию освободительного движения СССР от режима мафиозной олигархии, которая подпитывается мировой мафией. Пока не поймёт каждый, что стратегия освободительного движения в корне отличается от стратегии революционной борьбы, не будет победы. При этом надо осознавать, что К.Маркс и В.И.Ленин разрабатывали и претворяли в жизнь стратегию Революций. Только И.В.Сталину приходилось рассматривать стратегию освободительного движения в рамках стратегии отпора вооружённой агрессии извне. Опыт прошедших лет, с 1990 года по 2014 годы наглядно показывают, что стратегия революционной борьбы в современных геополитических условиях не работает. И вся свара критиканства идёт от непонимания, что на данный момент пытаться "натянуть" стратегию революционной борьбы в действие вместо стратегии революционной борьбы, ведёт к стратегическим ошибкам по пути научного коммунизма. Только осознание факта, что новый век выдвинул нам новые требования, требующее новых решений, даст возможность идти по правильному пути научного коммунизма. Хватит заниматься самобичеванием и демагогством от имени Маркса и Ленина. Долой оппортунизм протестного электората - новое можно строить только сознательным человеком!. Сознательный электорат - вот основа новых побед КПСС!.komfakt@mail.ru В современных дискуссиях относительно социалистического строительства в основном все сводится к организации «правильной власти». Но не следует упускать с виду, что любая власть - это способ проявления воли во имя реализации интересов властелина. Если мы ведем речь о политической власти пролетариев, то должны исходить из их интересов. Немаловажно знать, как и какие интересы может выражать и отстаивать пролетарий. Прежде всего, подчеркнем, что главная цель каждого нормального человека – обеспечить себе и своей семье нормальные условия жизни. Это не прихоть, а физиологическая потребность. Именно эта естественная потребность заложена в основу человеческих интересов. А индивидуальные интересы далеко не всегда удовлетворяются своевременно применительно к ритму человеческой жизни, поскольку они всегда зависят от общественных отношений. В свою очередь, общественные отношения характеризуют отношения между людьми по присвоению средств производства, благ личного пользования и пр. Следует также подчеркнуть, что развитие каждого человека носит общественный характер. Каждый общественный человек готов на определенные лишения применительно к своим интересам, если они не удовлетворяются, но при условии осмысления стоящих задач по разрешению проблемы. Однако такое состояние человека всегда носит временный характер. Любая затяжка с восстановлением интересов человека всегда приводит его в противоположное состояние - к активному поиску путей восстановления своих интересов (даже в противовес общественным интересам). В первом случае человек – революционер, во втором – реакционер. Вот таким мы должны представлять человека-трудящегося, когда желаем видеть его в качестве борца за свои интересы, в том числе борца за политическую власть в интересах своего класса, а также творца новых общественных отношений после овладения политической властью. Возникает важный вопрос: что нужно конкретному пролетарию, чтобы он подчинил свои личные интересы общественной цели борьбы за улучшение жизни класса в целом? Опыт указывает на ответ: конкретному пролетарию для активизации своей деятельности на общественном уровне требуется осмысление как своего социально-политического положения, так и ясности задач по осуществлению борьбы за лучшую жизнь. Опыт также указывает, что далеко не каждый пролетарий способен активизироваться для борьбы за лучшую жизнь. Поэтому двигателем и исполнителем в этом деле может быть только особая прослойка пролетариев, которая способна глубоко осмыслить как положение класса пролетариев, так и его возможности в борьбе за лучшую власть. Для этого требуется научное видение и, конечно же, руководящий талант. В условиях новейшей истории этот прослоек есть авангард пролетарского движения, вооруженный научными знаниями коммунистического строительства и опытом всех форм борьбы за политическую власть. Следует особо подчеркнуть, что без указанных качеств невозможно организовать победоносную борьбу самых трудящихся – требуется осмысленная целенаправленная форма борьбы. Научный подход выработан классиками марксизма. Значит, именно борьба за переход на коммунистический путь развития впервые в истории общественного развития становится реализуемой. До этого трудящиеся не способны были достаточно организоваться и всегда терпели поражения. Научный подход дал положительный результат на примере СССР. Отметим, что СССР, несмотря на сложнейшие внешние политические условия (агрессивное капиталистическое окружение) и внутренние противоречия, продемонстрировал удивительную жизнеспособность, после второй мировой войны приступил к расширению пространства коммунистического строительства. Мировой капитализм, почувствовав свой закат, начал применять бешенные атаки на развивающийся социалистический мир во главе с СССР. Случилась трагедия – СССР, казалось в расцвете сил, погиб. В общем, набирающее силы коммунистическое формационное движения потерпело крушение. Капитализм торжествует. Но человечество, как никогда, имеет возможность наблюдать все возрастающую порочность капиталистического образа жизни, его губительное влияние не только на общественное развитие, но и на жизнетворную среду, на существование планеты в целом. Выход из критического положения один – возврат человечества на путь коммунистического строительства. Такая потребность все более и более овладевает сознанием прогрессивного человечества. Однако в этом деле очень важную роль играет опыт СССР. Вот почему люди упорно ищут ответ на вопрос: почему погиб СССР? Этому вопросу будет посвящено мое следующее выступление. Как и обещал, подготовил завершающий комментарий по данной теме, но почему-то ее убрали с текущего темника. Такое впечатление, что моя позиция здесь не всегда воспринимается. Поэтому комментарий предлагать сайту не буду. Поживу, понаблюдаю за "генеральной линией здешних интересов", а потому и определюсь со своим дальнейшем присутствием в дискуссиях. Всем добра и активной позиции! Относительно того, что вопрос о гибели СССР давно снят. Он будет снят тогда, когда мы сможем избежать ошибок, допущенных в СССР . Этих ошибок было не одна. "Введение капиталистических механизмов в коммунистическую экономику"? Конечно! Но...А кто ввёл эти "капиталистические механизмы", и почему? Их ввели не от хорошей жизни. После войны стало ясно , что существующие только социалистические механизмы планирования (без привлечения товарно-денежных отношений) уже не могли обеспечить необходимый уровень роста экономики. Начало внедрения этих капиталистических методов, я бы обозначил, с допущения частичного действия закона стоимости в условиях социализма (Сталин "Экономические проблемы социализма"). Причём, что значит "частичное" и вообще обоснование этого положения выглядит крайне невнятно и не выдерживает никакой критики. И хотя ХХ съезд развенчал культ личности, но это положение осталось "действующим". Позднее, это "частичное" превращалось всё в менее и менее "частичное", пока капитализм не вернулся в полном объёме. Надо сказать, что альтернативные решения были. В 60-70 годах под руководством академика Глушкова была разработана система ОГАС (общегосударственная автоматизированная система), позволяющая на основе достижений вычислительной техники осуществлять управление экономикой именно на социалистических принципах. Аналогичная система была не только разработана, но и внедрена (под руководством английского кибернетика Стаффорда Бира) в Чили Сальвадора Альенде. И показала неплохие результаты. К сожалению, фашистский переворот в Чили похоронил эту систему. А у нас, руководство не решилось внедрять ОГАС, а решило действовать "старым, проверенным" способом - внедрением всё в бОльшем масштабе рыночных механизмов регулирования. Таким образом, проблема заключалась не в том, что не нашли решения или что его не было, а в том, что в руководстве оказались люди, не владеющие в должном объёме знаниями общественных законов или имеющие интересы, отличные от интересов пролетариата. А самое главное, что решение зависело только от этих людей. Пролетариат, если говорить в общем, конечно, тоже не обладал глубокими знаниями. Но, если говорить образно, у него была "печёнка", которой он мог почувствовать ухудшение положения и выбрать альтернативное решение. Избежать ошибок седланых в СССР, или не избежать, можно будет только тогда, кода от капиталистической общественно экономической модели, мы перейдем к коммунистической (социалистической). Пока же, мы можем только теоретизировать на эту тему. Так вот, мы имеем исторический опыт, когда капиталистическая экономика, теряя эффективность, брала на вооружения механизмы коммунистической модели, что приводило к положительной динамике, а руководство СССР, увидев эту динамику, принимало её за достоинство капиталистической модели и начинало внедрять капиталистические элементы в советскую экономику. Сейчас, задним умом, это кажется абсурдом, но для того времени, всё это было не столь уж очевидно. Однако, всё это общие размышления и пока, на профессиональном уровне, не будут разобраны и систематизированы, предпосылки и последствия всех, более ли менее значимых решений руководства СССР, от повторения ошибок, мы не будем гарантированы. Хотя, наверняка наделаем новых, но уже на столь разрушительных, надеюсь... «Только теоретизировать» говорите?...Сказать о том, допустили мы какие-то ошибки или нет , действительно,можно будет после построения социализма. Но этот процесс(переход капитализм – социализм) может, как показал опыт СССР , растянуться на годы. И в этот период мы должны будем принимать какие-то решения, от которых будет зависеть успех или неуспех нашего движения к социализму. Предлагаете не думать пока об этом? Оставить на потом, надеясь, что всё само собой решится? Но поступить так, значит заранее обрекать себя на неуспех. Так, что «потеоретизировать» всё-таки придётся. Да и Вы сами вольно или невольно уже делаете это. «Руководство СССР, увидев,… принимало,… начинало внедрять». Вы сами входили в это руководство и принимали решения? Или это ваш анализ, оценка деятельности руководителей государства? А ведь отсюда один лишь шаг к утверждению, что в СССР не было реализовано не только общественное самоуправление (характерное для социализма), но и диктатура пролетариата. Поскольку такое килейное принятие решения не может быть совместимо ни с первым, ни со вторым. И о «профессиональном уровне». Вы будете сидеть и ждать, что кто-то придёт и объяснит Вам всё на «профессиональном уровне»? А ведь коммунисты – это и есть профессионалы, должны быть ими. наиболее подготовленная, передовая часть пролетариата и представителей других классов,. КАЖДЫЙ коммунист ДОЛЖЕН быть профессионалом в теории общественного развития, философии, политэкономии, теории и практики коммунистического преобразования общества. КАЖДЫЙ коммунист должен уметь пользоваться таким инструментом, как метод материалистической диалектики. Чтобы сам мог разбираться в вопросах, которые ставит жизнь. И совместно с другими коммунистами вырабатывать решения, которые не будут ошибочны с точки зрения построения нового общества. А если все будут сидеть и ждать, что кто-то за них проведёт исследование, разжуёт и положит им в рот, то это будет уже не партия коммунистов, а, простите, стадо баранов. Возможно и с добрыми намерениями. Но это уже вопросы строительства партии. Вопросы, в которых, на мой взгляд, в эпоху СССР тоже были наделаны ошибки. Но это тема для другого разговора. Да, о будущих ошибках, мы можем только теоретизировать. Что касается ошибок, сделанных в эпоху СССР, то их общий (поверхностный) анализ, уже сделан, а глубоки, профессиональный, должны сделать профессионалы в определенных областях. Потому как являясь профессионалом в своей области, я сделаю свою работу лучше и эффективнее, чем любой "КАЖДЫЙ", какой бы "пролетарской ненавистью", он бы не был вооружен. И дело не в том, что я лучше (умнее), или остальные хуже (глупее). В профессиональной области любого КАЖДОГО, я буду столь же несостоятелен (на серьезном уровне), как и он в моей. Теперь перейдем к тому, что было реализовано в СССР, а что не было. Вся история СССР, это история переходного периода от капитализма к коммунизму, который не был завершен. Поэтому ставить вопрос, было ли в СССР реализовано самоуправление, или диктатура пролетариата, некорректно. Более точен вопрос, в какой степени всё это (и не только это), было в СССР реализовано? Но, вернемся к главному. Строить новую теорию перехода к коммунизму, без глубокого и системного анализа опыта СССР, который, в отличие от общего анализа доступного "КАЖДОМУ коммунисту", должен быть сделан профессионалами в определенных областях, это обрекать себя, на повторения многих и многих ошибок, чего не хотелось бы. И наконец, надо выбрать один из подходов, либо: "КАЖДЫЙ коммунист ДОЛЖЕН быть профессионалом в теории общественного развития", либо: "Вы сами входили в это руководство и принимали решения? Или это ваш анализ, оценка деятельности руководителей государства?"... Итак, по вашему, об ошибках коммунистам вообще не следует говорить. Потому, что разговоры о будущих ошибках – это «голое теоретизирование», а ошибки СССР уже разобраны. Интересно…. а если эти «разборы» меня не удовлетворяют? Что делать коммунистам в этом случае? Сидеть и ждать, пока появиться «профессионал», у которого такой разбор получится заведомо лучше, чем у меня, в силу того, что он «профессионал»? Что же остаётся в этом случае коммунистам? Чем руководствоваться? Остаётся только, как Вы говорите, «пролетарская ненависть». Вы уверены, что КАЖДЫЙ коммунист (а не просто каждый, как пишете Вы) должен быть вооружён только этим? А как же слова Ленина о партии коммунистов, как о партии ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ революционеров? А это понятие включает в себя не только умение обращаться с наганом, и даже не столько это. А вообще, ваши слова уж очень напоминают позицию многих из прошлого: «Есть руководители. Они решают, что делать, а мы исполняем эти решения». И дай бог, чтобы всё меньше коммунистов придерживалось такой позиции, и всё больше не боялись взять на себя ответственность иметь свою точку зрения, точку зрения, основанную не на слепом повторении авторитетов, а на глубоком знании марксистской теории и марксистских методов исследования общественной жизни. Ибо это является ещё одним условием успешности движения к новому коммунистическому обществу. В каком забавном мире Вы живете, уважаемый А.Линкс. У Вас, всё, что бы не обсуждалось, немедленно загоняется в крайности. Если обсуждать вопросы, то все и одновременно, да ещё и на высочайшем профессиональном уровне, которым обязан владеть каждый. Нет, я только за, но боюсь, такого совершенства, мир не достигнет никогда, хотя к этому стоит стремиться. Ну, откуда этот максимализм? Даже если Вы бросите всё "карьеру, деньги, славу"(с) и попытаетесь разобраться во всех вопросах максимально глубоко, то в лучшем случае, у Вас получится более ли менее разобраться в одном, может двух вопросах. При том, что по каждому из этих вопросов, есть люди, которые потратили на изучение и работу над конкретным вопросом десятки лет. Вы готовы посоревноваться с такими людьми? И каковы Ваши шансы? Это не значит, что самому ничего изучать не надо. Надо и обязательно, причем, чем глубже, тем лучше!!! Но, стать сверхпрофессионалом во всех вопросах одновременно, всё равно не получится. Так что же остается? На мой взгляд, остается становится максимально возможным профессионалом в своей области, а в остальных областях, иметь (минимально), тот объем знаний, который позволит отличить профессионала от самозванца и истинность, или ложность результатов его работы. Получится вырасти больше этого, честь и хвала. Но, подменить собой, всех теоретиков и практиков, а так же, всё их наследие - утопия... А жизнь, вообще, забавная штука, уважаемый Иван Иванович. Не замечали? Вот спорят люди по какому-то вопросу, имеющему для них важное значение. И когда у кого-то кончаются аргументы, он начинает говорить, что это вообще не ваше дело. И не замечает, что согласно его же логике, самое разумное для него было бы сидеть в уголке и не высовываться. Забавно, не правда ли?
Добавить комментарий
(всего 16)
|