Что кроется за антикризисным планом правительства, опубликованным сегодня? Вопросы, которые вытекают из его прочтения, таковы:
1. Каков конкретно размер индексации пенсий? Не будет ли он меньше роста цен, не инфляции, а именно роста цен?
2. Какова компенсация дополнительных инфляционных издержек? Что за методика и какие конкретно цифры выйдут в итоге?
3. Банк-коллектор плохих долгов, токсичных активов - что за процедура и каков дисконт будет оценки долгов/активов?
4. Системообразующие предприятия, которые получат кредит по решению правительственной комиссии - это госкорпорации, кто-то типа РЖД, "Мечела"? Так их кредиты не спасут, там нужна внутренняя переделка деятельности компаний. У одних надо убирать роль инсайдеров, во что не очень верится, у других менять менеджмент.
5. Поддержка оборонных предприятий в связи с войной на Украине и активизацией гособоронзаказа вопросов не вызывает, государство в такие времена экономит на чём угодно, кроме обороны, закапывая там гигантские средства.
6. Что такое неэффективные затраты, которые предлагается сократить? Не подразумеваются ли под ними наука, образование, здравоохранение, транспортная инфраструктура?
7. Импортозамещение - дают таким компаниям возмещение (возможно, частичное) процентных ставок по кредитам. Про снижение ставки речь в плане не идёт, остальные платят по полной программе?
8. Инвестиционные кредиты малому бизнесу - звучит интересно, но деталей опять же нет. Размер фонда для этого, кто решает вопрос выделения, цели и т.д.
9. Разрешение центра понизить ставки налогов регионам выглядит заманчиво, но кто будет компенсировать выпадающие доходы? Что-то ничего не сказано о компенсаций из центра. Тогда регионы, которые действительно будут это делать, будут снижать остальные свои расходы.
А теперь вопросы о том, чего нет в плане в принципе:
1. Где ввод ограничения на движение капитала, на его вывоз? Без этого деньги будут уходить из страны в центры накопления капитала, несмотря ни на какие заклинания и меры.
2. Нет мер по преодолению закредитованности населения по потребительским кредитам, кредитам вообще.
3. Нет мер по национализации ни банков, ни ключевых предприятий, обеспечивающих поступление валютной выручки в страну.
4. Нет системных нерыночных, плановых методов в управлении экономикой - это означает, что кризисный пожар тушится не водой, а бензином. Не предвидится создания плановых органов.
5. Нет резкого роста, в разы, пособий по безработице, условий получения пособий. Государство, в лице Шувалова, знает о всплеске, но, получается, умывает руки, бросая трудящихся на произвол судьбы с пособиями размером меньше тысячи рублей.
6. Не видно и роста материнского капитала в соответствии с ростом цен в разы.
7. Не наблюдается роста детских пособий, пособий по инвалидности.
8. Где адекватный, опережающий темпы роста цен рост минимальной заработной платы? За счёт трудящихся, их эксплуатации,а не за счёт природной ренты собирается правительство выходить из кризиса?
9. Что делает правительство с просадкой на рынке жилья? Как трудящиеся будут обеспечивать свои потребности в жилье в ближайшие годы? По-рыночному у них это не получится сделать.
10. Где изменение политики Центробанка и его статуса как института?
11. Где тарифная политика государства, а именно обещание заморозить тарифы, чтобы не подстёгивать рост цен?
12. Как государство собирается обеспечивать выживание трудящихся, их семей через обеспечение их работой и адекватной оплатой труда - не видно в принципе. Скорее всего, это целью и не ставилось.
Вывод: готовимся к новому витку кризиса. Государство о трудящихся не думает, задача пролетариата заботиться о себе самому, через проявление своей политической, организационной инициативы.
Дмитрий Литовка