Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+15
+
+

К 95-летию образования Коммунистической партии Азербайджана

Опубликовано:  14.02.2015 - 12:11
Классификация:  Азербайджан 

11-12 февраля 2015 года исполнилось 95 лет образования Коммунистической партии Азербайджана – боевого, испытанного отряда Коммунистической партии Советского Союза.

Несмотря на то, что образование Азербайджанской коммунистической партии считается с 1-го съезда, объединившего Бакинский комитет РСДРП(б), “Гуммет” (“Энергия”) и “Адалет” (“Справеделивость”), истоки создании партии начинаются с конца ХIХ века.

Чтобы читателю было интересно, надо показать предысторию создании компартии Азербайджана, ибо закалка доброй части профессиональных большевистских революционеров ленинской гвардии проходила в бакинской школе революционного движения. Однако надо отметить, что материалистические взгляды и левые идеи возникли на территории Азербайджана ещё задолго до нашей эры (зороастризм). Об этом мы ознакомили читателя в журнале “Академические записки” №5 2006 года, статья “Некоторые вопросы истории философии и общественно–политической жизни в Азербайджане”.

На рубеже XVIII и XIX веков над азербайджанским народом, как и другими народами Кавказа, нависла опасная угроза. Персия и Турция пытались утвердить свое господство над разобщенными азербайджанскими ханствами.

В борьбе за свободу и независимость азербайджанского народа его передовые, дальновидные люди неизменно обращались за поддержкой и помощью к России, связывая с великим северным соседом надежды на избавление от вековечных внешних врагов, на мир и покой, на лучшее будущее.

В 1813 году по Гулистанскому миру, а потом в 1828 году по Туркменчайскому миру северная часть Азербайджана отходила к владению России. Кстати отмечу, что именно в 1828 году, во время правления царя Николая I (1825-1854гг.), изгнанные из Персии армяне расселлись на территории Азербайджана, в Нагорном Карабахе.

Присоединение к России вовлекло Азербайджан в русло несравненно более прогрессивного экономического и общественно–политического развития.

Увеличение бытового и производственного потребления нефтепродуктов в конце ХIХ века, быстрый рост спроса на жидкое топливо на мировом рынке стимулировали крутой подъем нефтяной промышленности в Азербайджане, где на Апшероне издавна добывалась нефть.

Баку охватила настоящая “нефтяная лихорадка”. В нефтяную промышленность (Балаханы, Сураханы) хлынул местный, российский и мировой капитал, стали стекаться тысячи рабочих из разных уголков России, в том числе Грузии, Армении и Дагестана.

В крупные предприятия, насчитывающие сотни и тысячи рабочих, превратились фирмы Кокорева, Губонина, Мирзоевых, Вермишева, Бенкендорфа, Тагиева, Нагиева, Манташева, Шибаева и других русских, азербайджанских и армянских капиталистов. Наряду с ними в Баку с 70-х годов ХIХ столетия обосновалась фирма братьев Нобель, в 80-х годах здесь развернул деятельность парижский банкирский дом Ротшильда, а в 90-х годах появились и английские капиталисты.

В.И.Ленин в своем труде “Развитие капитализма в России” отмечал: “Рядом с югом следует также упомянуть о Кавказе, который тоже характеризуется поразительным ростом горнопромышленности в пореформенный период.... Почти вся нефть добывается в Бакинской губ., и город Баку из ничтожного города сделался первоклассным в России промышленным центром”(В.И.Ленин ПСС т.3 стр.491)

Многонациональный пролетариат Азербайджана формировался как неотъемлемая составная часть рабочего класса России, как один из его крупных отрядов.

Тем не менее царская Россия была тюрьмой народов. Многочисленные нерусские народности царской России были совершенно бесправны, беспричинно подвергались всяческим унижениям и оскорблениям. Царское правительство приучало русское население смотреть на коренные народности национальных областей как на низшую расу, называло их официально “инородцами”, воспитывало презрение и ненависть к ним. Царское правительство сознательно разжигало национальную рознь, натравливало один народ на другой, организовывало еврейские погромы, татаро(азербайджано)-армянскую резню в Закавказье.

В национальных областях все или почти все государственные должности занимали русские чиновники. Все дела в учреждениях, в судах велись на русском языке. Было запрещено издавать газеты и книги на национальных языках, в школах запрещалось обучаться на родном языке. Царское правительство стремилось задушить всякое проявление национальной культуры, проводило политику насильственного “обрусения” нерусских национальностей. Царизм выступал в качестве палача и мучителя нерусских народов.

Рабочие движение в Азербайджане явилось неотъемлемой частью общей пролетарской борьбы во всей России, рабочие были неразрывно связаны между собой общностью положения, живыми нитями классовых интересов, единством целей.

Отзвуки боевых выступлений пролетариев Петербурга, Москвы и других промышленных центров достигали Азербайджана. Вести и опыт стачечной борьбы привозили в Азербайджан русские рабочие, приезжавшие из Центральной России в поисках заработка. Были среди них высланные активные участники рабочего движения. Они сыграли в Азербайджане важную роль в классовом сплочении местных рабочих, мобилизации их на борьбу против эксплуататоров и угнетателей.

Свои первые шаги рабочее движение в Азербайджане сделало в 70-х годах ХIХ века. Пионерами стачечной борьбы выступили рабочие рудника и медеплавильного завода в Кедабеке – старейшего из крупных промышленных предприятий не только в Азербайджане.

Тем не менее для первоначального проникновения в Азербайджан, а затем – быстрого и широкого распространения здесь идей марксизма решающее значение имело то обстоятельство, что Азербайджан находился в составе России, приобщившись к ее общественной жизни, освободительному движению.

Распространение идей марксизма облегчилось наличием, как было сказано выше, в общественной мысли Азербайджана прогрессивных, демократических традиции и идей, развивавшихся передовыми азербайджанскими мыслителями, а также теми уроженцами Азербайджана, которым довелось учиться в Петербурге, Москве, Киеве и других университетах городах России, а также за границей. Такие как ученик и соратник В.И.Ленина Нариман Нариманов, 140-летие которого исполняется в апреле 2010 года, Мешади Азизбеков и др.

Первые сведения о существовании в Баку рабочего кружка относятся к 1888 году. Организовал его токарь механических мастерских И.Чепурной. Кружок, имевший целью развитие классового самосознания рабочих, просуществовал недолго.

Мощным импульсом к организации рабочих кружков в Азербайджане, как и повсюду в России, явилась деятельность созданного В.И.Лениным в 1895 году “Союза борьбы за освобождение рабочего класса” – зачатка революционной марксистской партии.

Знаменательным событием в истории рабочего движения страны и в борьбе за создание марксистской партии в России и провинциях явился 1-й съезд РСДРП, который состоялся в марте 1898 года в Минске.

Благодаря сосредоточению в Баку, Тифлисе, Батуме, Кутаиси ссыльных русских революционеров, а также участию в российском освободительном движении кавказских уроженцев, учащихся в университетских городах, социал–демократы Закавказья обладали революционными связями с социал–демократами других пролетарских центров страны. В Петербурге учился и активно участвовал в социал–демократическом студенческом движении уроженец Азербайджана Мешади Азизбеков, в Одессе - Нариман Нариманов. В числе первых марксистов–азербайджанцев был А.Д.Ахундов.

Становление социал-демократических организаций в Баку началось в конце 90-х годов ХIХ столетия с созданием рабочих кружков. Как отмечал В.И.Ленин, “В свое время кружки были необходимы и сыграли положительную роль. В самодержавной стране вообще – в тех условиях, которые созданы были всей историей русского революционного движения в особенности, социалистическая рабочая партия не могла развиваться иначе, как из кружков”. (В.И.Ленин ПСС т16. стр.105)

В 1898 году кружок создали передовые рабочие нефтеперерабатывающего завода фирмы Нобеля в Черном городе. Другой кружок – рабочие промыслов Кокорева в Балаханах. В начале 1898 года сложился кружок рабочих железнодорожного депо в Баку в Завокзальном районе. К марту 1899 года в районах Баку действовало не менее 6-ти рабочих кружков.

Деятельно участвовали в создании и налаживании работы кружков И.П.Вацек, Н.П.Козеренко, И.Попов, И.Ф.Стуруа, Г.К.Тидеман и др. передовые рабочие. Состав участников кружков был интернациональным. В социал-демократические кружки вовлекались передовые рабочие–азербайджанцы – М.М.Мамедъяров, Б.А.Дадашев, М.Б.Касумов и др. Пройдя школу революционного подполья, они вскоре сами стали вожаками и организаторами рабочих, активными деятелями Бакинской организации РСДРП.

На протяжении 1900 года бакинские социал-демократы предпринимали практические шаги к объединению деятельности рабочих кружков, социал-демократической работы в городе. Весной 1901 года в Баку образовался организационный центр для координации деятельности социал-демократических кружков. Функции организационного Центра дали ему основание принять в дальнейшем название Бакинского комитета РСДРП. В состав и актив комитета в тот период входили А.Д.Ахундов, Л.Е.Гальперин, Е.В.Голиков, А.С.Енукидзе, В.З.Кецховели, Б.М.Кунунянц, Л.Б.Красин, М.М.Мамедъяров, А.Г.Эйзенбет. и др.

Образование Бакинского комитета РСДРП явилось важнейшим событием, знаменательном рубежом в становлении социал-демократического рабочего движения в Азербайджане. Положив конец кружковому периоду, оно открыло этап строительства Бакинской партийной организации, целеустремленного внесения в рабочее движение социалистического сознания, развертывания классовой борьбы пролетариата под руководством партии.

Большую роль формирования Бакинской парторганизации сыграло создание подпольной типографии “Нина”, перепечатывающую в Баку “Искру”.

Летом 1901 года типография уже выпускала социал-демократические листовки на русском и грузинском языках. В сентябре 1901 года в ней был выпущен первый номер газеты “Брдзола” (“Борьба”) – первой грузинской социал-демократикой газеты ленинско–искровского направления.

По своей издательской деятельности и транспортировке марксистской литературы из-за границы бакинские искровцы были тесно связаны с искровцами Тифлиса, Батума, Самары, Астрахани, Киева, Москвы, Харькова и других городов России. Н.К.Крупская впоследствии отмечала, что “Баку был тогда опорным пунктом искровской организации”. (Н.Крупская. Сборник воспоминаний статей и документов” М – Л. 1928,стр.138)

Отважная деятельность бакинских искровцев снискала им уважение товарищей по революционному подполью. Впервые побывавший в Баку в 1900 году М.И.Калинин отмечал: “Баку издавна славился как революционный центр,... И каждый революционный рабочий старой царской России знал Баку, как постоянное гнездо революционеров”. Благодаря последовательной ленинско-искровской позиции Бакинский комитет РСДРП становился влиятельной силой рабочего движения не только в Азербайджане, но и по всему Закавказью.

Ленинская “Искра” ориентировала социал-демократов России на переход от кружковых форм организации и деятельности к формам партийным, на подготовку условий для создания действительной марксистской партии рабочего класса, пролетарской партии нового типа.

В конце 1902 года в составе Бакинской организации стали действовать пять районных комитетов: Балаханский, Биби–Эйбатский, Черногородский, Белогородский и Городской.

Революционное движение в Азербайджане ширилось и углублялось после II съезда РСДРП. Плечом к плечу со своими братьями по классу – русскими, грузинскими и рабочими других национальностей активно участвовали в классовой борьбе пролетарии–азербайджанцы.

Опираясь на установки ленинской “Искры” по организационным вопросам, а также учитывая социальные и культурно–бытовые особенности азербайджанских трудящихся, бакинские большевики выработали приемлемую организационную форму партийно–политической работы.

Осенью 1904 года в Баку возникла небольшая группа, вначале в большинстве из интеллигентской молодежи, тяготевший к социал-демократии, которая в октябре при поддержке БК РСДРП(б) приступила к выпуску на азербайджанском языке газеты “Гуммет” (“Энергия”); БК решил использовать эту инициативу и превратить группу в свое функциональные учреждение по работе среди трудящихся–мусульман. В ядро группы в период её первых шагов деятельности входили С.М.Эфендиев, М.Азизбеков, Мир-Асадулла Мир-Касимов, Муса Гаджи-Касимов, Асадулла Ахундов, Мухтар Гаджиев и другие энтузиасты. В 1905 году, после возвращения из Одессы в Баку, в группу вошёл Нариман Нариманов, ставший в дальнейшем одним из ее руководителей.

Группа “Гуммет”, представляя собой неотъемлемую часть Бакинской парторганизации, действовала на правах отдела БК большевиков по работе среди пролетариев–мусульман. Кроме рабочих–азербайджанцев, она вовлекла в революционное движение рабочих - выходцев из Дагестана, поволжских татар и других.

Группа “Гуммет” развернула издательскую деятельность. Издаваемая ей газета “Гуммет” явилась первым большевистским периодическим печатным изданием на азербайджанском языке.

В бурное революционное время 1905 года в Баку возник Совет рабочих депутатов. Как известно, В.И.Ленин с гениальной прозорливостью впервые дал оценку Советов как органов восстания и зачатка новой революционной власти. Бакинский Совет был образован 25 ноября 1905 года на общем собрании представителей промысловых и заводских комиссий в составе 226 чел.

Серьезное внимание уделяли большевики революционной агитации среди рабочих выходцев из Южного Азербайджана. По поручению БК партии с 1916 года ее вела группа большевиков - Б.Д.Агаев, К.Д.Агазаде и др. Впоследствии они составили ядро социал-демократической организации “Адалет” (“Справедливость”)

До Февральской революции БК РСДРП(б), “Гуммет” и “Адалет” проделали большую организаторскую и идеологическую работу по проведению митингов, стачек и даже вооруженного восстания.

После Февральской революции (1917 г.) азербайджанские большевики развернули широкую политическую и организаторскую деятельность в массах, поднимали рабочий класс на борьбу за дальнейшее развитие революции, боролись за сплочение революционных сил вокруг Советов для борьбы против контрреволюции, за удовлетворение всех демократических требований народа.

Неоценимую работу за эти годы вел в Баку И.С.Сталин.

Перейдя к легальной деятельности, большевики принялись за восстановление и укрепление партийной организации. Уступив настроению части партийных масс, большевики Баку пошли на создание единой социал–демократической организации. В середине марта 1917 года в Баку состоялось общегородское собрание членов РСДРП(б). 300 участников собрания избрали объединенный Временный Бакинский комитет РСДРП(б), состоявший из 5-ти человек – двух большевиков и трех меньшевиков (от большевиков в комитет вошли И.И.Анашкин и Л.Я.Балтин).

Возобновилась и деятельность организации “Гуммет”. Еще в начале марта в Баку экстренная конференция членов “Гуммет” обсудила вопрос о целесообразности существования организации. Большинством голосов сохранили организацию. Во Временный комитет “Гуммет” были избраны М.Азизбеков, Д.Буниатзаде, М.Исрафилбеков (Кадырли), Н.Нариманов, Г.Султанов. Председателем комитета был избран Н.Нариманов.

Известия о победе Октябрьской социалистической революции в Петрограде было получено в Баку 26 октября. В этот же день на расширенном заседании Исполкома БакСовета обсуждался вопрос о переходе власти к Бакинскому Совету. Из-за провокационной работе меньшевиков и дашнаков, которые входили, к сожалению, в состав Бак.Совета, вопрос не был решен окончательно. Проведенные 27 и 31 октября конференции также не увенчался успехом. Тогда большевики провели многолюдный митинг рабочих, солдат и матросов. Выступившие на митинге ораторы горячо поддержали резолюцию большевиков, приветствовали победу Октябрьской революции. Подобные резолюции принимались и на многих других митингах.

Наконец, 2 ноября 1917 года на конференции расширенного Бакинского Совета власть полностью перешла к БакСовету. Таким образом, в Баку была провозглашена Советская власть!

Обращаясь к рабочим и крестьянам Азербайджана, Н.Н.Нариманов в январе 1918 года в статье “Что же мы должны делать?” писал: “Мусульмане, сознающее свои права и желающие защищать их! Отцы и матери, заботящиеся о будущем опасности, которая сегодня угрожает революции и Кавказу! Мы говорим: ваша единственная надежда в оказании всемирной помощи новому правительству. Во всех отношениях путь вашего спасения – в программе Ленина...”

К сожалению, меньшевики объединившись с эсерами и дашнаками, которые были в составе Бак.Совета, вели пропаганду против Советской власти.

Весной 1918 года усилилась иностранная интервенция. Воспользовавшись благоприятным моментом, эти контрреволюционеры добились приглашение в Азербайджан английских войск.

На очередном заседании члены Бак.Совета большевики заявили о своем отказе от постов народных комиссаров, что было ошибочным шагом. Они продолжали борьбу, отстаивая Советскую власть. Все-таки 31 июля на заседании Бак.Совета члены Бак.Совнаркома сложили полномочия.

Несмотря на это, успехи Советской власти в 1917 – 1918 годах в Азербайджане были достигнуты благодаря руководству Коммунистической партии, ее верного отряда – большевистской организации Азербайджана, последовательно проводившей в жизнь указания ЦК, В.И.ЛЕНИНА.

Под руководством большевиков Азербайджана пролетарский Баку стал цитаделью Советской власти в Закавказье, форпостом социалистической революции на рубеже Востока. Бакинская Коммуна явилась одним из боевых бастионов советского государства, прикрывавших его от напора интервентов со стороны Кавказа.

После сложения Бак.Совнаркома полномочий сразу же, 1 августа 1918 года, эсеры, дашнаки, меньшевики захватили власть в Баку. И создали контрреволюционное правительство “Диктатура Центрокаспия”.

В ночь с 19 на 20 сентября 1918 года эсеровские главари и английские интервенты вывезли 26 деятелей Бак.коммуны и в песках Ахча–Куйма расстреляли их.

15 сентября 1918 года турецкие интервенты и мусаватские контрреволюционеры захватили Баку и удержали власть до апреля 1920 года.

Все эти годы большевики Азербайджана, работая подпольно, поднимали народ против контрреволюционеров. Центр Бакинского комитета РСДРП(б), организации “Гуммет” и “Адалет” переехали в Астрахань. Согласовав все действие с ЦК, они развертывали партийную и революционную работу в Азербайджане.

Росли политическая сознательность и организованность многонационального бакинского пролетариата. Это достигалось путем последовательной и решительной борьбы с меньшевиками, эсерами, мусаватистами, националистическими организациями за интернациональное сплочение рабочих Азербайджана.

Коммунисты развернули революционную работу среди молодежи. В марте 1919 года возобновил свою работу “Интернационалистический союз рабочей молодежи г. Баку и его районов”.

В июле 1919 года Бакинский комитет РКП(б) постановил открыть партийную школу. В то же время Кавказский крайком РКП(б) решил послать в Москву в Рабоче–крестьянский университет рабочих, выделив организации “Гуммет” 10 мест, “Адалету” и БК РКП(б) – по 4.

С конца 1918 года в Азербайджане резко усилилось революционное движение трудового крестьянства, все более активно выступали против антинародного мусаватского режима и иностранных интервентов жители Шемахинского, Шекинского (Нухинского) и особенно Гянджинского уездах. Так, 14 февраля 1919 года вооруженный отряд Катыр Мамеда (Мамедов Мамед Али оглы) состоявший в основном из крестьян села Геранбой-Ахмедлы, совершил налет на полицейский участок Гянджинского уезда. Выступление крестьян во главе с народным героем отличались организованностью.

Наиболее ярким проявлением роста революционного движения в Азербайджане явились события в районе Ленкорани и Муганской степи.

В начале 1919 года здесь создалась сложная политическая обстановка. В районе окопалась деникинская контрреволюция. Органом власти белогвардейского офицерства, опиравшегося на местное кулачество, была ленкоранская краевая управа.

Трудящиеся Мугани под руководством коммунистов выступили против деникинских и мусаватских контрреволюционеров.

25 апреля 1919 года вооруженные отряды городской бедноты, трудящихся крестьян и революционные солдаты арестовали реакционное офицерство и сместили Ленкоранскую краевую управу. Власть перешла в руки Рев. Комитета, провозгласившего Советскую власть на Мугани.

Советская власть на Мугани (центр в Ленкоране) почти 4 месяца отражала удары контрреволюции. Несмотря на героизм и стойкость муганских коммунистов и трудящихся, Муганская советская республика под натиском превосходящих сил противника пала. Но она оказала сильное влияние на развитие революционного движения, явилась предвестником победы Советской власти в Азербайджане. В борьбе за Советскую власть на Мугани наряду с местными большевиками погибли видные большевики Т.И.Ульянцев (Отрадиев), И.О.Коломийцев, С.Л.Канделаки и др.

Под различными предлогами, а фактически под диктовку английских империалистов мусаватское правительство отказалось заключить военный союз с Советской Россией. “Мы предлагали Грузии и Азербайджану", – говорил В.И.Ленин, – "заключить соглашение против Деникина. Они отказались, ссылаясь на то, что они не вмешиваются в дела других государств. Мы посмотрим, как будут смотреть на это рабочие и крестьяне Грузии и Азербайджана” (В.И.Ленин ПСС. Т.40 стр.98)/

Многолюдный митинг трудящихся Баку, прошедший в Центральном Рабочем клубе, принял резолюцию: “Если же правительство Азербайджана не согласится на выступление против Деникина, то бакинский пролетариат совместно с крестьянами Азербайджана, через голову мусаватского правительства, а может быть и перешагнув через его труп – подаст братскую руку революционной России в ее борьбе с российской и мировой реакцией”. (газ. №Новый мир” -7 11 января 1920г.)

Убедительным свидетельством пролетарской солидарности трудящихся Азербайджана с российским рабочим классом явились их героические усилия обеспечить нефтью молодую Республику Советов. С августа 1919 года по апрель 1920 года было переброшено, по неполным данным, 3,5 тысячи пудов бензина, 500 пудов моторного масла. Организаторы и участники морских экспедиций И.Д.Алиев, Али Байрамов, М.Д.Гусейнов, И.И.Довлатов, Ч.Ильдрым, А.Лукьяненко, В.Нанейшвили и др. Проявили подлинное мужество, многие из них (Ф.К.Губанов, Н.Ф.Рогов, Б.М.Сардаров, И.С.Сарайкин и др.) пали смертью храбрых.

Надо отметить, что все коммунистические организации, действовавшие в Азербайджане, фактически представляли собой единую партийную организацию и работали под руководством Кавказского краевого и Бакинского комитетов РКП(б). Они руководствовались единой программой и тактикой ленинской партии. Поэтому формально раздельное существование Бакинской организации РКП(б), коммунистических организаций “Гуммет” и “Адалет” уже не отвечало задачам и требованиям момента. В условиях непосредственной практической подготовки к установлению Советской власти в Азербайджане было особенно необходимо тесно сплотить партийные ряды.

Постановка вопроса о создании Азербайджанской коммунистической партии как составной части РКП(б) выявила различные мнения и толки. Но к концу 1919 – началу 1920 года подавляющее большинство членов трех организаций пришло к выводу о целесообразности и необходимости создания АКП(б), объединяющей все партийные организации, действовавшие на территории Азербайджана. Исходя из этого, члены Бакинского бюро Кавказского крайкома, БК РКП(б), Комитетов “Гуммет” и “Адалет” предложили создать на базе трех организаций общую для Азербайджана организацию – АКП(б) как составную часть РКП(б). Вопрос об организациях РКП(б) на Кавказе, в том числе в Азербайджане, обсуждался Политбюро ЦК РКП(б) 14 ноября и 20 декабря 1919 года.

3 января 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) под председательством В.И. Ленина вновь обсудило вопрос о парторганизациях на Кавказе и приняло постановление. В постановлении было записано: “...Работой всех коммунистических организаций на территории Кавказа руководит Кавказский Краевой Комитет РКП(б). Решения Кавказского Комитета одинаково обязательны для “Гуммета”, для коммунистической организации Грузии и для КП Армении. Финансирование нац. Коммунистических партий на Кавказе происходит через Краевой Комитет. Край.Комитету принадлежат все права Областного комитета”.(ЦПА ИМЛ, ф.1 оп 125, Д1, л15)

Коммунисты Азербайджана, руководствуясь решениями VIII съезда партии, осуществляя курс на образование Азербайджанской ССР, развернули энергичную работу по созданию АКП(б), объединяющей в своих рядах всех коммунистов, работающих в республике, независимо от национальной принадлежности.

Для практической реализации этого вопроса было решено созвать учредительный съезд.

Первый съезд коммунистических организаций Азербайджана состоялся нелегально 11 и 12 февраля 1920 года в помещении Рабочего клуба в Баку. На нем присутствовало свыше 120 делегатов, представлявших 4 тысячи коммунистов.

Первый съезд обсудил доклады Д.Х.Буниатзаде и В.Г.Егорова по организационному вопросу. В резолюции по этому вопросу говорилось: “Исходя из местных условий и в интересах единства борьбы за коммунизм, съезд из тактических соображений считает необходимым объединение всех коммунистических партий под называнием, Азербайджанская коммунистическая партия (большевиков), во главе которой должен стоять ЦК, избираемый на очередных съездах”. (Коммунистическая Партия Азербайджана в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.1. стр.11.)

Основным ядром, стержнем АКП(б) явился ее старейший отряд – Бакинская партийная организация, которая вырастила и выпестовала все коммунистические организации Азербайджана. Она привела их к объединению в единую АКП(б), унаследовавшую богатый боевой опыт и славные традиции Бакинской организации – одного из старейших и верных отрядов ленинской партии.

На следующий день после съезда состоялся первый пленум ЦК, на котором были избраны Бюро и Президиум ЦК АКП(б), Председателем Президиума был утвержден М.Д.Гусейнов.

После своего первого съезда АКП(б) стала быстро расти и крепнуть как численно, так и идейно–организационно. Образование АКП(б) как составной части РКП(б) на основе ленинского принципа пролетарского интернационализма открыло новый этап в истории партийной организации Азербайджана.

Выводы :

Уместно отметить, что приведенный пример из резолюции 1-го съезда АКП(б) не только не терял свое значение, он актуален и сейчас, поскольку в настоящее время, к сожалению, на политической арене республики (не только в нашей) функционирует несколько коммунистических (?!) организаций. Это поучительно, мы считаем, и для российских коммунистических организаций, которые не хотят проявить политическую мудрость и прозорливость!

Думается, коммунисты начала прошлого столетия намного опережали своими дальновидностью и чуткостью современные поколения коммунистов. Почему???

По идейно– информационным знаниям нынешние коммунисты опережают своих отцов и дедов, коммунистов прошлых лет. А тогда, все-таки, почему мы не можем поступиться своими амбициями и лидероболезностью???... А потому, что у каждого человека, особенно у коммуниста, должно развиваться политическое чутье, которое должно всегда, в нужный момент придти на помощь тем или иным руководителям организации.

У наших руководителей, к сожалению, это чутьё или мало развито, или вовсе отсутствует ввиду недостаточности проведений политических мероприятий (митинги, демонстрации, протестные забастовки).

Здесь напрашивается русская пословица: “Аппетит появляется во время еды”, или, как точно выразил наш гений – классик К.Маркс, “Бытье определяет сознание”!!!

Секретарь ЦК КПСС
1-й секретарь ЦК КП Азербайджана
Т.Нуруллаев

12.02.2015 г.

Добавить комментарий (всего 1)

- Закавказье всегда славилось настоящими большевиками!