комментариев:
|
Ко дню 8 марта: о выдающемся ученом8 Марта сегодня зовется в обиходе «Международным женским днем». По мне – так это не совсем подходящая формулировка, поскольку она ни о чем не говорит: ни об истории этого дня, ни о его сути. В итоге, сегодня для большинства обывателей России это просто выходной день и праздник «день цветов для женщин». А так же день, когда мужчины выполняют по дому работу, которой обычно в современных семьях выполняют женщины – готовят еду, проводят уборку, ходят на рынок за продуктами. По большому счету, 8 Марта надо поздравлять не только женщин, но и все народы, которые поняли ценность свободы, когда она распространена среди всего населения: и мужского, и женского. А таких народов скопилось к середине ХХ в. не мало, хотя сегодня, в XXI в., часть стран вернулась обратно к патриархальной модели (Иран, Афганистан, Ирак, Ливия и другие). 8 марта – день равенства мужчин и женщин: это символ объединения классовой борьбы и гендерной солидарности. Нельзя не вспомнить основных деятелей этого направления – К.Цеткин и Р. Люксембург – первопроходцами «феминологии», в которую они первые вложили научное зерно. Сегодня понятия подменены, и суть современных праздников многим вообще непонятна. Несколько затронув тематику истории женского дня 8 Марта, я хотела бы затронуть историю жизни и деятельности женщины, внесшей вклад в развитие исторической науки, объединив ее с правоведением. Я пишу о первом выдающемся ученом-женщине – Александре Яковлевне Ефименко (1848-1918 г.), получившей ученую степень. Биография. Александра Ставровская родилась 18 (30) апреля 1848 года в селе Варзуга Архангельской губернии (ныне Мурманской области). Её отец, чиновник, рано умер, и Александра, ещё обучаясь в женской гимназии города Архангельска, работала домашней учительницей, обеспечивая всю свою семью. Вскоре после окончания гимназии (1863) Ставровская познакомилась с Петром Ефименко, ссыльным студентом; вместе с ним она занималась историей и этнографией, в 1870 году Александра стала его женой. В 1900-х годах Ефименко постигли финансовые трудности, связанные с собственной болезнью и тяжёлой болезнью мужа. Александра Ефименко переживает смерть двух дочерей, затем смерть Петра Ефименко (1908). После Октябрьской революции, в декабре 1917 года, Александра Яковлевна с единственной дочерью, поэтессой Татьяной, переехала на ставшую уже родной Украину, где преподавала в сельской школе, вела интенсивную переписку по поводу создания учебника истории Украины с редакцией журнала «Внешкольное просвещение» («Позашкільна освіта») и где написала свою последнюю статью — «Письма с хутора». Этот хутор — Любочка — стал последним пристанищем семьи Ефименко. В ночь с 17 на 18 декабря 1918 Александра и Татьяна Ефименко трагически погибли — были убиты ворвавшимися в их маленький домик бандитами. Согласно теории, разработанной Ефименко, первоначально основным типом землевладения на Юге было дворище, которому на Севере соответствовало печище; именно эти типы землевладения и положили начало общине (см. работу Ефименко «Дворищное землевладение в Южной Руси», 1892). Ефименко предвидела неизбежное развитие капитализма в России. Вела и активную общественную деятельнось; так, Ефименко являлась заместителем председателя Харьковского издательского комитета, организатором харьковкого исторического кружка; выступала за женскую эмансипацию; читала лекции в Харьковской библиотеке. Сын Александры и Петра Ефименко, Пётр — известный советский археолог, дочь, Татьяна - поэтесса Серебряного века. Могила Александры Яковлевны Ефименко находится на территории школы села Революционное Волчанского района Харьковской области. (более полный вариант см. википедию) Вклад в науку Александра Яковлевна специализировалась, в основном, по истории русской и украинской культуры. Среди ее работ наиболее целостные, вызывающие интерес – «Исследования народной жизни: Обычное право» (1884), (Артели в Архангельской губернии» (1873), «Крестьянское землевладение на крайнем Севере» (1882—1883) и сборник статей «Киевская старина». Несомненно, у нее много работ, но по моему субъективному взгляду, перечисленные являются центральным местом в серии ее публикаций. Александра Яковлевна внесла большой вклад в изучение обычая как регулятора общественных отношений. Она популяризировала в юриспруденции XIX в. такой термин, как «культурное право», который сегодняшние профессора не воспринимают как научное понятие и не используют, по большей части. Не являясь юристом, Александра Яковлевна вступила в научную дискуссию в области истории права славянских народов с самим К.П. Победоносцевым и даже с представителями немецкого правоведения – в частности, с Робертом Шелльвиным. К.П. Победоносцев – ярко выраженный правовой позитивист и «борец» с правовым обычаем как источником права. Он, подобно Гегелю, понимал закон как нравственный абсолют. Он внес большой вклад в развитие российского права, однако его подход критиковался другими школами – и естественно-правовой, и марксисткой, и часть историков XIX в. вступали в теоретические споры с ним. Победоносцев критиковал Александру Яковлевну Ефименко за то, что она «низводит юридическую силу закона (перечеркивает) как значащую для народа». Ефименко на эту критику привела тезис, который был принят во внимание В.И.Лениным, в свое время. Александра Яковлевна сделала научно-философское заявление: закон не есть вместилище нравственных истин». Стоит с этим утверждением согласиться, нравственность в правовую систему вносят обычаи – поскольку они выявлены из самой жизни населения. Народ – вот живой источник правовой идеологии, рождающий обычаи, которые могут, в перспективе стать правовыми. В конце концов, регуляторов общественных отношений много. Хотя, Александра Яковлевна со мной бы поспорила, поскольку она считала, что «народное обычное право носит в себе не мало черт, резко отличающих его от современного культурного права». Если в перспективе государство не принимает обычаи правовым источником, то начинают возникать конфликты между социальными нормами - а на практике это выливается в глобальные социально-политические конфликты. И Александра Яковлевна приводит в пример конфликт обычаев и религиозных православных норм – на примере семейных отношений у славян IX-XVI в., выявляя правовую составляющую и у тех, и у других, поскольку государство санкционировала смешанную систему. Можно сказать, что вплоть до Петра I. обычаи и религиозные догмы являлись основным правовым регулятором, а их нормы ложились в первые законодательные акты князей. Ярким примером служит «Русская правда» и «Соборное уложение» 1649 г, хотя во втором случае уже ощущалось заметное влияние западноевропейского права. Тем не менее, Александра Яковлевна – весьма авторитетное лицо не только в истории и этнографии, но и в правоведении. Ефименко внесла вклад так же в понимание истории статуса женщины в различных славянских народах и провела сравнительный анализ между межсемейными общинами Сербии, Хорватии, Черногории, Малороссии (Украины) и крестьянской общиной России. Тем самым она справедливо критиковала разнообразных великорусских шовинистов, с одной стороны, утверждающих, что «славянская женщина всегда была в почете», а с другой – критиковала западников, которые обвиняли эти народы в «социальной недоразвитости». Александра Яковлевна регулярно ссылалась на политэкономические предпосылки, определяющие всю надстроечную систему общества: обычаи, право, семейные порядки, религию и другие элементы жизни народа. Исследования Ефименко вызывают неподдельный интерес и у современных исследователей в различных областях гуманитарного направления. Именно поэтому я решила к 8 Марта – ко дню борьбы за полное гендерное равенство – акцентировать внимание на вкладе в науку выдающейся женщины – Ефименко Александры Яковлевны. Надеюсь, у читателей статьи этот интерес тоже возникнет. Автор: Тамара Геннадьевна
Добавить комментарий
(всего 0)
|