комментариев:
|
Размышления с "Красным ТВ", часть 5. Уровень жизни рабочих в царской РоссииУстановите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:
27.03.2015 - 21:37
Продолжение цикла. Часть 5. Уровень жизни рабочих в царской России. Продолжительность рабочего дня. Уровень зарплат рабочих на рубеже XIX-XX вв. Олег Двуреченский, историк, член Общественного Совета "Красного ТВ". Ну что же... Продолжу "писать ерунду":-)Если послушать уважаемого то жизнь ну малость не мёд ,при царе батюшке! Видимо интернета начитался русскоязычного...Однако вопреки интернету жизнь рабочего далеко не мёд ,об можно писать бесконечно,но это всего лишь комментарий под видео. Поэтому вот всего один факт этой медовой жизни.Большевистская «Правда» писала по поводу материалов обследования бюджетов рабочих Киева в 1913 г.: 26-е апреля 1914 года стр 1«Общий итог бюджетных данных о киевских рабочих автор справедливо сводит к тому, что «заработная плата [...] оказывается недостаточной для удовлетворения наличных потребностей. Рабочее население в целом находится в состоянии хронического дефицита. Высшим потребностям уделяется ничтожная доля бюджета... значительный слой рабочих вынужден обходиться без квартир... Пища оказывается тоже недостаточной... значительная часть рабочих лишена возможности обзаводиться семьей, не имея возможности к ее поддержанию»В видео сказано о росте зарплат! Прямо не жизнь,а мёд! Правда идут некие тонкие намёки на расходы рабочих,о которых так ничего и не сказано,видимо,чтобы не испортить медовый образчик! Однако фактический размер заработка был, однако, меньше указываемого в официальных источниках российской империи вследствие практиковавшихся приемов его явного или скрытого снижения. Одной из простейших форм снижения заработка являлся обсчет рабочих при расплате. «Везде на копях, – отмечалось в газете “Южный рабочий” в 1900 г., – существует целая система всяких ухищрений и мошенничеств, которые сбивают с толку и запутывают неопытного рабочего, и в результате при окончательном расчете с конторой он не досчитывается 1/4 и даже 4/3 своего заработка» Подобного рода свидетельства были довольно типичны и касались рабочих самых различных отраслей производства на всем протяжении капиталистической эпохи. Существенным фактором снижения заработной платы были штрафы. Они «явились на свет божий, – писал В. И. Ленин, – не очень давно – вместе с крупными фабриками и заводами, вместе с крупным капитализмом... Штрафы явились результатом полного развития капитализма...» и стали одним из средств побуждения рабочего трудиться напряженнее . «Штрафы назначались иногда просто “по усмотрению хозяина”, без указания причины штрафа. – Штрафы доходили иногда до половины заработка...», – отмечал В. И. Ленин . Обратимся к конкретным материалам. Штрафы налагались за самые различные действительные и мнимые проступки. Так, в конце 70-х годов XIX в. на Морозовской фабрике Тверской губ. рабочий за пятиминутное опоздание должен был расплачиваться дневным заработком, за отлучку с фабрики – трехдневным заработком за каждый день отлучки, «за держание при себе» в фабричных помещениях родственников и знакомых, за нечистоту и неопрятность – дневным заработком, за хождение по фабричному двору без фонаря, курение на дворе – двухдневным заработком и т. п. Кроме взысканий за несоблюдение дисциплинарных правил, рабочие подвергались штрафам «за дурное качество вырабатываемых ими изделий».Эти штрафы еще тяжелее для фабричных, потому что весьма часто бывают совершенно произвольными и всегда вполне зависят от личного усмотрения приемщика. Однако казалось бы после издания закона 1886 штафы сократились.Однако читаем Ленина «Л у нас – посмотри в наши книжки – чисто, нет штрафов, можно подумать, что наши хозяева изо всех хозяев предобрейшие. На самом же деле они о,ходят по нашему незнанию закон и легко обстраивают свои Делишки... Нас, видите ли, не штрафуют, а у нас производят вычет, платя по меньшей расценке, и пока существовали две расценки – меньшая и большая – придраться к ним никак нельзя, они себе вычитают да вычитают в свой карман» Советую не слушать что тут пишут некоторые товарищи,а пойти в библиотеку и почитать литературу изданную до 1988 года.Вы будете весьма удивлены ... Именно так - начать работу над текстом НОВОГО КРАСНОГО ПРОЕКТА. Там - Союз народов,республик- безусловно.Свобода личности- безусловно.Свобода предпринимательства- безусловно, с четкими оговорками.Коммунистическая идеология - безусловно.Борьба с несправедливостью мировой системы капитализма - безусловно.Политическая система многопартийная- безусловно при полном отторжении капитала(денег)от выборного процесса.Советская власть сверху донизу- безусловно.выборность судей-обязательна.Ответственность власти перед народом,вплоть до уголовной(ЗАПИСАТЬ В КОНСТИТУЦИИ!). ДЛЯ НАЧАЛА ХВАТИТ. При верховенстве коммунистической идеологии обязать СМИ придерживаться этого (ЗАПИСАТЬ В КОНСТИТУЦИИ!), и власти буржуям не видать. Вот так,тов.ортодоксы надо делать,а не переставлять запятые в работах вековой давности. 21 век во дворе! Правда нет пока вождя, но это пока... Во какая КАША в голове у иных: "Свобода предпринимательства- безусловно, с четкими оговорками.", но "Борьба с несправедливостью мировой системы капитализма - безусловно"; "Свобода личности- безусловно", но "при верховенстве коммунистической идеологии обязать СМИ придерживаться этого". Советую вам в написании нового "Проекта" удачи... только она вам поможет, только большая удача... Ну, да, действительно, век 21... "Эх, были люди в наше время..." По материалу Двуреченского пока, думаю, сказать нечего, ибо, как я понял, это только первая часть анализа, одна из сторон сравнения. Интересно, что скажут по поводу соотношения зарплат сегодня, как оно изменилось, какие выводы в отношении теории "чем хуже, тем лучше" сделают. По-моему дело такое: тогда (если верить Двуреченскому) соотношение было 500р у высших чиновников против 20р у обычных рабочих. Разрыв = 25 раз. Сейчас он сократился где-то до 20 раз. Еще некоторые буржуазные статистики утверждают, что на Западе (в США) разрыв в доходах составляет... 5 раз! И где же здесь революционная ситуация... Евгений, только социализм способен к прогрессивному развитию — доказано историей! Но когда к моменту №перестройки» в Советском Союзе были накоплены трудом всего народа ВСЕ ресурсы для назревшего Нового цивилизационного скачка в развитии общества, «верхи» не смогли этого осознать, а «низы» просто не захотели и большинство позарилось на растащиловку. Теперь это большинство очухалось и готово кричать «Так больше жить нельзя!», но как жить можно и нужно при социализме в 21 веке - чётко, понятно, научно обоснованно, системно — до сих пор не сформулировано. Евгений, Вы набросали тезисы для Проекта в основном политические и отчасти экономические, но есть не менее, а может более важные социальные, которые ортодоксальные марксисты отставляют на второй план — мол, займёмся после победы. Пригласим тогда специалистов-экспертов и дело пойдёт — грубая ошибка. В 1917 году основную ответственность за практическую перестройку общественных отношений взял на себя ОРГАНИЗОВАННЫЙ пролетариат, тоесть рабочий класс. Маркс говорил, что организация пролетариата - это результат самой технологии капиталистического производства. Но, как показывает история, этого простого количественного факта совершенно не достаточно для формирования настоящей солидарности человеческого трудового коллектива. Здесь знатоки начали подсчитывать зарплаты рабочих — такое впечатление, что никто не работал в рабочем коллективе. Почему голодающие рабочие в первые годы после революции шли на сверхурочные работы и субботники? За что они умирали на фронтах гражданской войны? Белые называли их фанатиками, а они просто начали жить в полную силу: открывали клубы, библиотеки. Столовые, бани, детские сады, организовывали кооперацию и т. д. И этот процесс сознательной социализации развивался, приобретая разнообразные формы самоуправленческой активности. Почему он был прерван и что сегодня нужно сделать для его восстановления? Думаю, что ответы на эти вопросы меньше всего касаются уровня личных зарплат. Николай Градов. Градову. Вы пишете:"Только социализм способен к прогрессивному развитию".Я согласен с вами.Но разве тот социализм,в котором я жил, был способен к этому развитию? Нет, не был.Почему? Да потому что угоду показной коммунистичности т. н.коммунисты забыли о простом человеке, о его простых нуждах.Сейчас меня начнут опять поливать грязью, но приведу пример. Только что пришли с женой с Росеестра,оформляем дачный участок на продажу.Так вот,то что было раньше,и то как это делается сейчас - день и ночь.Раньше, при власти коммунистов,приходилось занимать с вечера.А сейчас я записался накануне по телефону,пришел и меня вызвали.И это не единичный случай,это тенденция!Видеть только черное и белое- вот как называется политика коммунистов. Многие коммунисты не понимают(не хотят понять-так их приучили),что мир многообразен.Из этой многогранности нужно взять то,что нужно простому человеку.Возникает вопрос- какому "простому" человеку.Разве простые люди только у станка стоят?Это малая часть их.А тот который подался в археологи, к примеру,это не простой человек? Вот я,например,считаю себя коммунистом,но здесь на этом сайте так не считают.Почему,да потому что когда-то кто-то считал иначе.Ну и пришли к тому,что есть. И вы опять хотите пройти по этому пути? Не получится, и слава богу.Потому что освобождение человечества ,человека от рабства в любой форме требует других подходов.Но уж не таких: "Шагаешь не в ногу- ты враг." Вы затронули такой аспект,как фанатизм в достижении цели,в данном случае достижения справедливого общества. Что ж, это есть.Этот аспект нужен для коммунистов,т.к.они пытаются решить историческую задачу.Но еще раз повторю то.что я уже как-то здесь говорил: "Насильно человека счастливым не сделаешь, потому что понятие счастье не для всех одинаково".И еще. Альтруистов,как мы, не так много, и это надо учитывать.ОБЯЗАТЕЛЬНО! А начет "каши в голове"...По-моему, лучше каша в голове,чем одна извилина. У вас одна ошибка, тот социализм который был на самом деле был капитализмом а не социализмом, не надо Сталину верить на слово. Градову. Вы правильно пишете о том революционном подъеме,который был у трудящихся масс после революции. Он был,потому что идеи и цели большевиков захватили их.Захватывают ли нынешние цели и идеи коммунистов народ? Нет, не захватывают. Потому что,во-первых, у них нет средств информации,которые могут соперничать с буржуазными. И,во-вторых,эти идеи во многом повторяют то,что уже было пройдено. Так чего же мы хотим? Положение естественное,другого быть не может.Почему десятки партий коммунистической и социалистической направленности не могут создать мощную газету,мощный интернетпортал-телевидение? Да все по тому же,почему поливают меня здесь грязью - слишком глубоко сидит в нас неприятие чужого мнения,слишком долго внушали безоговорочную верность одному мнению.Так чего мы хотим? Другое.КПРФ во главе с ЗЮГАНОВЫМ,заняв доминирующие позиции в левом движении недалеко ушла от горбачевщины (одна школа!),и мешает настоящему объединению настоящих(в моем понимании)коммунистов, и это большая проблема. Но почему не могут объединиться другие!?Да причины все те же,что я написал выше.Но,объективности ради,процесс этот идет,но к моему сожалению КТВ и прилегающих к ней организаций что-то в нем не видно(но может я не знаю?), и это плохо. Что же касается собственно исследования Двуреченского,то что в нем плохого? Человек ищет причины нынешнего молчания пролетариата,которые в общем лежат на поверхности. Буржуазия прекрасно изучила работы Маркса и Ленина, и знает что нужно делать. Главное,как и всегда- разделить,подкормить,подкупить,сделать так,чтобы людей тошнило от политических партий. А вот коммунисты не могут понять, что клин выбивают клином, понять что объединение - вот главное к чему нужно стремиться.И прежде всего для этого ОПРЕДЕЛИТЬ ТОЧКИ, по которым возможен этот процесс. Вопрос предпринимательства - отдельный.Если у кого появится желание,то можно об этом подискутировать.Но сразу хотелось бы предупредить:работы основоположников знаю плохо,в КПСС не был,а потому их не изучал, и все свои выводы делаю сам согласно собственных наблюдений, рассуждений,и продолжительного самостоятельного изучения проблем государства и власти.На истину в последней инстанции не претендую. Евгений, Вы великолепны. Как легко в одном абзаце Вы смогли всё смешать в кучу и без смущения разделаться с нашей историей реального социализма. «Пойти по этому пути не получиться и слава богу». Может быть Вы действительно «альтруист», но до коммуниста явно не дотягиваете. Мало того, Вы от коммунистов открыто дистанцируетесь. «Фанатизм в достижении цели, в данном случае достижения справедливого общества...этот аспект нужен для коммунистов». А Вас больше интересует категория «многообразия», которую Вы трактуете по-обывательски упрощённо: «...мир многообразен. Из этой многогранности нужно взять то, что нужно простому человеку». Не спорю, что в жестокие годы бескомпромиссной классовой борьбы многое виделось «красным» (но не «чёрным») и «белым», и долгие годы после этого до многообразия руки не доходили. Но вот пришли либералы и с помощью хитрой логики «многообразия» и «свободы личности» разрушили страну. Это я Вам говорю, прежде всего, как педагог: политика «многообразия» разрушила научно обоснованную дидактику передовой на то время советской школы. Но парадокс в том, что либералы, атакуя, с помощью «разнообразия» очень быстро приходят к дебильной унификации вплоть до прямой диктатуры закона или беззаконного беспредела. Нагляднейший пример с ЕГЭ. Или пресловутые джинсы. Откуда пришла мода превращать всех в джинсовое ОНО? Вот Вы не хотите «шагать в ногу», а дети, в силу своей возрастной психологии, любят и коллективистские отношения и внешнюю атрибутику. Но либералы и тут влезли, разрушив разнообразнейшую детскую творческую Пионерскую организацию. Евгений, по другим постам я понял, что Вы простой рабочий человек, но постарайтесь разобраться, что в Вашей голове от мировоззренческих коммунистических убеждений, а что занесено из подлой либеральной пропаганды. Николай Градов. Градову. Спасибо.Я читал ваши комментарии раньше,они мне нравятся.Вы не вешаете ярлыки,вы,на мой взгляд, не догматик.А то,что вы написали про меня, возможно имеет место быть.Единственно я не согласен с тем,что что-то занесено мне в голову подлой либеральной пропагандой.Меня пропагандой не возьмешь. Другое дело,что я из семьи учителя,и воспитание возможно сказывается.Но жизнь я провел в рабочей среде и бесконечно уважаю рабочий класс, и сильно переживаю за то,что он не может поднять голову. КТВ - рупор этого класса,поэтому я его смотрю.Хотелось бы видеть передачи из цеха,"круглые столы" лучших представителей рабочего класса.Не нужно бояться критиков Ленина,у Ленина были ошибки (у кого их нет?).Но Ленин сказал(как-то так):"В мире существует диктатура буржуазии.Для ликвидации этой диктатуры путь только один - установить диктатуру пролетариата.Другим путем ничего не получится." Сказано ясно,точно,правильно. И это нынешним "господам"нужно это напоминать постоянно.Но это,по-моему, никак не расходится с планами Красного проекта,о чем я писал выше.Просто должны быть четкие критерии,которые для нас безоговорочны. Поразительно. Человек с УЧЁНОЙ степенью постоянно употребляет слово "цифра", где надо "число". Если уже на таком уровне идёт непонимание - то о чём ещё говорить) Ха-ха. Уже из сказанного видна огромная разница между уровнем жизни рабочих конца 1800_х и начала 1900_х годов и современных рабочих. Статистика, к сожалению, не отражает того, что многим рабочим приходилось часто перерабатывать. По тем или иным причинам. Моим родным частенько приходилось перерабатывать. Если приравнять их зарплаты к сегодняшнему дню – да это будет примерно 25- 30 тысяч руб. Но в семье работал один мой прадед. А детей он имел человек 7 (семь) – это минимум. (Сейчас мне просто некогда уточнять.) Жена не работала, да и не могла работать. Детских садов и ясель не наблюдалось. Семья имела свое подворье. Но подворье опять – таки требовало денег. Накосить сено – надо было нанять кого - то. Иначе, за работой, можно было не успеть. А коровы одним сеном живы не будут. А о свиньях и говорить нечего. А без подворья – это жизнь впроголодь. Поэтому моей прабабушке приходилось приторговывать рыбой, помимо ведения домашнего хозяйства. Т.е. брать с собой маленьких детей и идти с ними на станцию к приходящим поездам, чтобы продать жареную рыбу. Дети по старше тоже работали, ходили мыть полы к богатым. Но всех этих заработков страшно не хватало. Итог - моя прабабушка умирает в 40 лет, оставляя малолетних детей практически без присмотра. Сейчас рабочие центра получают в среднем от 12 – 30 тыс. руб. имея на иждивении одного – двух детей. Но при этом они не в состоянии держать коров. Поголовье стада нашей деревни сократилось в два с лишком раза за десять лет. Я говорю о жителях районных центров. (Деревни «глубинки» практически вымерли.) Во первых, некуда девать молоко – семьи малочисленны. Во вторых, необходимо иметь машину – плохо работает транспорт. А уже на коров не хватает. Содержат коров практически только те, кто может где-то, что-то прихватизировать. А машина необходима. Даже поехать к родным за 1,5 тыс км. – на поезде не по карману. Одна большая разница – современные рабочие, практически все имеют жилье и часто не одно. Данное им Советской властью. Рабочие периода 1900_х годов в основном снимали квартиры. Вот такой беглый просмотр. Правильно видишь, Сергей. В те времена у рабочих было по 6-8 детей. Из которых до 15 лет в среднем доживало 3-4. По нашему времени: Зарплаты 12-30 тыс. это рабочие провинции. В столице в 2-3 раза больше. http://www.gazeta.ru/business/news/2014/10/14/n_6561505.shtml И дифференциация выше. Смотри Росстат. Я предлагал Красному ТВ философский диспут по демографии пролетариата. Ответа до сих пор жду. Уважаемые администраторы Красного ТВ. От вас официально я получу ответ? В том то и есть видимость благополучия. Владелец квартиры никогда не поймет квартиросъёмщика, если первый В том то и есть видимость благополучия. Владелец квартиры никогда не поймет арендатора, покуда сам не побывает арендатором. Особенно если получили квартиру, что называется, с барского плеча. А что, угол свой есть, колымага есть, плюс дачка поблизости(опционально). И еще расскажут как им плохо жить(скорее доживать). Брюзжание и цинизм есть последнее их прибежище. Что же, жизнь их, как говорится, уже устроена. Только вот тем, кто только вступает во взрослую жизнь, картина видится совсем иначе. Хочу еще добавить. В начале 90_х работал токарем, а по совмещению электронщиком. Особой нагрузки не было. Даже практически отдых, по сравнению с работой при Советской власти. При Советах носа от станка не отрывал. Часто делали фотографии рабочего дня и резали расценки. Частенько по субботам выходили, работали за поднимающиеся страны Африки, Латинской Америки, Вьетнама и за "того парня". Но Мы за это не в обиде. Конечно лучше было бы "того парня" к станку притащить, да обязать работать на нем 5 лет а уж потом поступать в институт. Рабочий перерыв длился максимум 40 минут - "по желанию трудящихся". У "жопотеров" целый час. В начале 90_х отпуск дали в 28 дней. А при Советской власти более 12 никогда не имел, приходилось увольняться по семейным обстоятельствам. Только на одной автобазе посчастливилось доработаться до 18 дневного отпуска. Но из-за аллергии пришлось уволиться. А "жопотеры" имели все 24 дня и сразу после поступления на работу. И сейчас на нашем заводе рабочие особо не "вкалывают". Опять же через часа два положено пить чаек 15 минут, а когда и больше. Так, что по всем статьям, сейчас работать намного легче. Поэтому и народец пассивный. Да еще воровать можно, сколько душе угодно. А душа у русского человека - шииирокааая, просто широченная. Раз в месяц, на завод заявляются акционеры - за деньгами. Как и чем живет завод их не интересует, сколько и "чаго" украденно с завода - то же. А при Советской власти, мы с женой приходя с работы ложились спать, часам к восьми вечера "очухивались". А там надо наготовить, заняться ребенком - а потом самообразование часов до двух ночи. Так, что при Советах шести часовой сон был как радость. В выходные отсыпались. В начале 90_х не работа, а отдых. В шесть ноль-ноль пробежка, душ, а потом работа. После работы как "огурчик". То на рыбалку с женой и ребенком, то на прогулку. Рыбы наловишь - вот тебе и еда на неделю - красота! На митинги и демонстрации ходили только по убеждению. Потому что понимали, что живем на волоске. Никаких гарантий и повсеместный бардак и развал. И за вольготную жизнь надо будет чем-то расплачиваться. Но основная масса не столь понятлива. Вот такие дела. Такая жизнь была у очень многих.
Добавить комментарий
(всего 68)
‹ Более старые
|