комментариев:
|
Анти-Кургинян
Опубликовано:
24.03.2011 - 11:58
В последнее время необычайную популярность в патриотической среде получила фигура Сергея Кургиняна, и это не случайность. Вниманию зрителей и читателей КТВ предлагаем дискуссионную статью перепечатанную с сайта РКРП-РПК.
От редакции сайта РКРП-РПК: Сергей Кургинян, по нашему мнению, провел гигантскую, в целом полезную, работу в программе "Суд времени". Глубокое знание истории и умение его и его команды вести дискуссию достойно уважения и всемерного одобрения. Однако, это не значит, что мы не приемлем никой критики Кургиняна. Это не так. Например, мы считаем, что он в своих выступлениях не сумел (или не захотел) довести свои мысли до показа, что и его оппоненты, и Сванидзе защищали ведь себя - сегодняшних негодяев. Анализ, проведённый в публикуемой статье, мы считаем во многом глубоким и правильным. Другое дело, что автор (несомненно, человек коммунистических убеждений), видимо, по инерции полемики с представителями различных коммунистических и околокоммунистических уклонов критикует Кургиняна как "коммуниста-оппортуниста", если можно так выразиться. Но ведь С. Кургинян никогда и не позиционировал себя как коммунист. Поэтому, публикуя эту статью, не смягчая порой резких авторских оценок. мы по ходу изложения помещаем и свои комментарии (они выделены курсивом крупным шрифтом) Умелый демагог, искушенный политик Сергей Ервандович умеет оставаться на плаву, всегда чувствуя, куда дует ветер конъюнктуры. Популярность «Суда времени» на пятом канале, затем скандальность поединка с Венедиктовым в программе Соловьева, свидетельствуют о том, что идеи, озвученные Сергеем Ервандовичем, находят поддержку и сочувствие среди аудитории данных программ. Умело используя ностальгические чувства трудящихся по СССР, а также антилиберализм, впитанный трудящимися в 90-е гг., разбавляя все это патриотической риторикой, он предстает в качестве борца за справедливость, этакого «друга народа». О подобных «друзьях» Ленин еще в 1894 г. писал: «Поскребите “народного друга” … и вы найдете буржуа» [1]. ((Но при этом, напоминаем, Кургинян выполнял в целом положительную работу по защите СССР, Сталина ... И в данном случае мы, если и "скребем", то не для того, чтобы опровергнуть его защиту СССР, а для того, чтобы показать, что по сути он не показывает правильного пути, зовет в никуда) Отыскать буржуа в Сергее Ервандовиче дело нехитрое, для этого нам потребуется одно из последних интервью с ним, опубликованное в газете Завтра под заголовком «Война, а не шоу» (в трех частях) [2]. Проанализировав данное интервью можно выделить несколько узловых компонентов, на которых строится система взглядов и аргументация Кургиняна:
Данная буржуазная безделушка возникла в середине ХХ века в качестве одной из множества альтернатив марксистской формационной теории и историческому материализму в целом. Термин «модернизация» является расплывчатым и бессодержательным. Обычно его применяют в двух измерениях: 1) модернизация – достижение современности, превращения традиционного, или дотехнологического общества, по мере его трансформации, в общество для которого характерна машинная технология; 2) термин «модернизация» относится к отсталым или слаборазвитым обществам и описывает их усилия, направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые страны, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единого глобального общества [3]. Таким образом, в основе теории модернизации лежит примитивная дихотомическая схема, в которой традиционное общество трансформируется в современное. Теория модернизация призвана затушевать все противоречия, содержащиеся в капиталистических отношениях, игнорируя борьбу классов, подменяя революционный характер перехода от одной формации к другой эволюционной трансформацией традиционного общества в современное. Теория модернизации в обществоведении является отражением классовой борьбы «участники которой не отдают себе даже отчета в том, что они в ней участвуют» [4]. Подобным заложником своих представлений оказался и Сергей Ервандович Кургинян, взяв за основу данную буржуазную теорию, он делит мир на три региона: постмодернистский Запад, модернистский Восток и контрмодернистский Юг. России в этой схеме не входит ни в Запад, ни в Восток, а неизбежно оказывается жертвой Юга. По Кургиняну единственный способ избежать этого: «Выдвинуть нечто новое и одновременно узнаваемое. Такая новизна может быть создана только на основе переосмысления всего советского».
«Советскую реальность надо очистить от клеветы, обозреть во всей ее полноте, осмыслить и достроить. Только тогда она станет отправной точкой для полноценного движения в будущее. Такого движения, которое очень много принесет и нашей стране, и миру». (Да, осмыслить, очистить и развивать). Кажется все логичным, надо осмыслить причины катастрофы 90-х годов, причины по которым произошел отход от принципов марксизма-ленинизма в строительстве социализма, приведший к контрреволюции и реставрации капитализма в России. Однако Сергей Ервандович ничего не говорит об этом. Вместо этого его рецепты находятся в поле правого оппортунизма. (Неверно: напоминаем, что Кургинян себя коммунистом и не называл, он им и не является, поэтому обвинять его в оппортунизме неправильно. Его можно и нужно критиковать с наших позиий как теоретика немарксистского, буржуазного направления…) Правый оппортунизм и псевдо антилиберализм Под личиной этакого социал-демократа по сути мы находим патриота-государственника, который почувствовал куда «дует ветер». Он отмечает:
«Речь идет не об остаточной «советскости», а о новой советизации. Вернуться в СССР стремится новая левая молодежь. Стремление к переосмыслению советского прошлого демонстрирует наш когнитариат (то, что раньше называли работниками умственного труда). Идет действительно очень крупный и мощный процесс. Весьма прискорбно, что этого не хотят понять ни либералы, ни власть, которая с этими либералами во многом солидаризируется».
Задача Кургиняна направить этот «мощный процесс» не в революционное русло, а в патриотическое, государственно-охранительное. Что он с успехом и проделывает:
«Мы не можем пожертвовать народом и историей. Иногда в периоды регресса, упадка, в смутные времена приходится выбирать отнюдь не самый прямой курс. Нужно сохранить страну, любой ценой надо сохранить страну». «Достаточно небольшого воздействия, чтобы система начала разваливаться. Я отнюдь не в восторге от этого, потому что я очень боюсь, что заваливающаяся политическая система поволочет за собой и страну, государство». (Да, в этом он смыкается с некоторыми известными "тоже боящимися". Так и слышится - лимит на революции...)
«…никогда путь движения через катастрофу я не поддержу». Здесь мы упираемся в вопрос о государстве, о том, что представляет собой современная российская государственность и почему за нее так держится господин Кургинян. Марксизм, опираясь на исторические факты, однозначно трактует государство как орган классового господства, орган угнетения одного класса другим. Не будем останавливаться на причинах подобного явления, они подробно разобраны в работе В. И. Ленина «Государство и революция»[5]. Ленин отмечает:
«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». Современная российская государственность возникла в 90-е гг. на волне контрреволюции, произведенной классом буржуазии, к тому времени уже сформировавшимся внутри социалистической системы. С изменением расстановки классовых сил произошла трансформация государства, теперь оно является защитником и выразителем интересов буржуазии. Выступая в амплуа государственника, ратуя за сохранение российского государства в настоящем его виде, Кургинян, тем самым, «льет воду на мельницу» буржуазии. В этом вопросе особенно хорошо видно, как под прикрытием патриотизма происходит защита интересов класса буржуазии. Марксисты же прямо говорят о разрушении буржуазного государства, о сломе государственной машине и замене ее на рабочее социалистическое квази-государство. К тому же Сергей Ервандович не является противником тех социально-экономических отношений, проводником которых является буржуазия. Его не заботит то отчуждение, которое возникает при капитализме (товарном производстве), при котором собственник средств производства отбирает у тружеников часть их труда, тем самым эксплуатируя их. Та критика, которую он использует в своей демагогии, не затрагивает сути рыночного либерализма, он лишь выражает недовольство «неудачным» результатом этого либерализма для РФ. Вот рыночные реформы во Вьетнаме Кургинян всецело одобряет:
«Я только что приехал из Вьетнама. Он движется вперед семимильными шагами. Во главе с коммунистической партией, осуществляющей рыночные реформы. Население — около 100 миллионов человек. Климат такой, что можно снимать три урожая. Люди готовы на огромные трудовые усилия — поскольку скромное вознаграждение, которое они получают, становясь участниками процесса модернизации, дает им качественно иные возможности, нежели существующее тут же рядом традиционное общество, из рядов которого их и вырывает процесс модернизации. Скоро Вьетнам обгонит Россию». Это безусловное признание в любви к капитализму и полное отсутствие рефлексии по его замене. (Ну какая тут любовь... Скорее, просто непонимание сути происходящего за внешней объективной картиной) Кургиняну хорошо живется и при капитализме, поэтому он фактически является противником радикальной ломки капиталистических общественных отношений, поддерживает реформизм.
Единственный выход из сложившейся ситуации Кургинян связывает не с революцией, а с политической элитой РФ, которая должна «одуматься»: «С моей точки зрения, единственная возможность — это преодолеть табу на советское, изменить сам принцип формирования элитного консенсуса, а значит, радикально перестроить, радикально трансформировать политическую систему раньше, чем она рухнет. Это можно попытаться сделать, и шансы на это реально есть». «…либо власть решится на революцию сверху и сумеет эту революцию осуществить, либо Россия будет падать вниз». (Здесь опять Кургинян объективно сходится с Зюгановым, который не раз высказывался в том духе, что когда власть не слышит народ, приходят большие трагедии… типа гражданской войны и пр..) При этом одним из орудий, которое способно предотвратить уничтожение России, может стать установление диктатуры, очевидно, для изменения пресловутого «принципа формирования элитного консенсуса» в отношении группировок российских элит к советскому опыту модернизации. По Кургиняну бывает диктатура спасения, а бывает диктатура смерти и разложения. «Смерть страны страшнее диктатуры развития. Только великой бедой такая диктатура может быть оправдана, причем как мера сугубо временная». При такой постановке вопроса в современных условиях России при сохранении капиталистических отношений речь может идти исключительно об установлении диктатуры крупных корпораций. Фактически господин Кургинян договорился до того, что предлагает спасти Россию с помощью установления режима по образу и подобию фашистской диктатуры гитлеровской Германии. Напомним, что германский фашизм – это одна из форм государственно-монополистического капитализма, возникшая как реакция на мировой экономический кризис 1929-1933 года и рост влияния коммунизма в Европе. Фактически это самый радикальный способ выхода из этого кризиса и радикальный способ борьбы буржуазии против рабочего движения. Здесь важно понимать, что фашизм является порождением противоречий капиталистического общества. Общества, находящегося на грани коллапса и не имеющего достаточно средств для выхода из кризиса либеральным путем. Если Рузвельт посредством государственного вмешательства заставил монополии поделиться и направил часть средств на социальную сферу, стимулируя спрос, то фашизм это диктатура крупных монополий, которые быстро переходят к военным действиям в случае кризиса. Основная задача Гитлера заключалась в создании модели военно-государственного регулирования экономических и социальных отношений, основанной на тотальной эксплуатации и военной экспансии. Этот самый план проповедует Кургинян, только гораздо более завуалировано. Патриотическая общественность уже назвала минувший год годом Кургиняна [7]. Учитывая число голосов, отданных за позицию Кургиняна во время голосования в вышеупомянутых телепередачах, это не случайно. Сергей Ервандович на данный момент является флагманом возрождения изрядно стухшего национально-патриотического движения. В этих условиях задача коммунистов – вскрывать и разоблачать суть демагогии деятелей, подобных Сергею Ервандовичу.
Итак, мы можем констатировать определённую ограниченность взглядов С. Кургиняна, его неспособность выйти за круг известных рецептов – "умная сознательная элита, молодежь, ориентирующаяся на духовные ценности", новые знания, которые Кургинян со товарищи привнесут в общество и т.д. Короче – идеализм и утопизм буржуазного интеллигента. Главное чего нет – это видения возможности организованной борьбы людей труда. У него все решает Элита. Путь знаем мы, коммунисты-ленинцы. РОТ ФРОНТ – вот наш ответ элитпрным теоретикам! http://rkrp-rpk.ru/content/view/5013/1/
Егор Радайкин
________________
1. Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (ответ на статьи «Русского богатства» против марксистов). – Электронный ресурс: http://libelli.ru/works/1-1.htm
2. Война, а не шоу // Завтра. – 2011. – №6. – №7. – №8.
3. Ермаханова С. А. Теория модернизации: история и современность. – Электронный ресурс: http://econom.nsc.ru
4. Тимирязев А. Б. Введение в теоретическую физику. – М., 1933.
5. Ленин В. И. Государство и революция. – Электронный ресурс: http://magister.msk.ru/library/lenin/lenin007.htm
6. Загатин С. Ненужные споры // Завтра. – 2011. – №10.
Критика Кургиняна не очень убедительна. Возможно, старые методы революционной борьбы уже исчерпали себя и нужны какие-нибудь новые. Кургинян их предлагает. Так что не стоит спешить с выводами. для меня отношение к Сталину практически на 99% показывает кто есть кто в политике. тем более, что Кургинян мог бы себя спокойно причислить к "жертвам" сталинизма. Я вас уважаю.Но, мы сейчас не можем позволить заниматься политикой - то есть болтологией. Вы лучше скажите куда идти роженицами матерям с грудничками в час ПИК ,который наступит через 9 месяцев.Ну,не заготовленны продукты по регионам ,у нас нет мест эвакуации приморских городов хоть на час ПИК,у нас нет продуктов для детей ,у нас нет подразделений, у нас нет пантонов ,так как мосты все снесет и доставка продовольствия будет затруднена, а рек у нас полно От Днепра до Ангары.У нас нет специалистов ,у нас не будет газа,эл.снабжения водопровода ,отопления.Куда идти матерям с младенцами - к Кремлю умирать,замерзать .так как это случится в январе.У армии нет запасной теплой одежды и у милиции .а им разгребать все дни эти завалы. Сегодня надо было начать демонтаж стеклянных зданий высотных , потому что на 60 этажей нужно на демонтаж - 2 месяца. «Путь знаем мы, коммунисты-ленинцы». Егор Радайкин Это петушиное заявление новоявленного коммуниста-ленинца никак не подкреплена ПРОГРАММОЙ этого «пути». Если тот факт, что один раз КОММУНИСТЫ-ленинцы завалили телегу ПРОЛЕТАРСКОЙ революции в кювет, а седоков, по большей части, или расстреляли, или сгноили в тюрьме, если тот ФАКТ, что экономическая система в СССР показала свою ВЕЛИКУЮ мобилизационную способность (то есть производить НЕМНОГОЕ, но много и быстро),что эта же система показала свою полную неэффективность в удовлетворении МАТЕРИАЛЬНЫХ потребностей народа, что эта СИСТЕМА создала предпосылки по возрождению класса буржуазии, что эта СИСТЕМА палец о палец не ударила в ДЕЛЕ уничтожения ОБЩЕСТВЕННОГО разделения труда (необходимейшем условии СОЦИАЛИЗМА), что эта система СОХРАНИЛА во всей «своей красе» денежное обращение (рассадник капиталистических отношений), если эта система создавалась по лекалам господина Дюринга, а не по принципам Научного коммунизма МАРКСА, если вместо демократии у нас утвердилась ТОТАЛИТАРНАЯ власть, если….если ВСЁ это НОВОЯВЛЕННЫЙ коммунист-ленинец думает оставить в своём ИДЕЙНОМ портфеле =то ГРОШ ему ЦЕНА и как теоретику МАРКСИЗМА, и как ПРАКТИКУ ленинизма…Кукаречьте дальше, Егор Радайкин,…в курятнике! Приходите на ПРОЗУ РУ. Там доспорим… Вы просто не представляете размеры бедствия. Этого земля не видела ,она может была и в худшем состояния ,было более ,но нас не было,наши глаза не видели. Заканчивайте болтологию. Вы 2 недели чинили провода эл. передач после ледяного дождя при наличии транспорта ,дорог,при наличии в транспорте бензина,при наличии проводов и при наличии специалистов.Вы понимаете сколько людям придется на улице в морозы работать?Надо гнать либо самогон или тех. спирт на горючее ,прекратить поставки на экспорт бензина .Создать подразделения остановки этой отрасли на час ПИК - у вас ничего не сделано.Эти две пьяные рожи - они просто надоели ,они народу все запрещают. Ну,что накидаем замороженных детей у Кремля. А что делать если вы спите.Не спать. В своей знаменитой книге "Что делать",Чернышевский пишет, что до появления новых людей существовало только два типа людей - дураки и плуты. Когда читаешь эту клеветническую по духу статью невольно тоже всплывает всё время вопрос: глупость это или обман? Автор статьи, видимо, думает, что если он белое назовёт чёрным, то он его уничтожит. Нам нужно понять почему развалился СССР, и Кургинян нам даёт блестящий анализ, и пока мы не поймём что именно, мы делали неправильно и почему развалился дом,... пока мы этого не поймём мы не сможем построить новый. А те, кто наивно полагают, что сгребая мусор от старого дома и скрепляя его сомнительным раствором, если они полагают, что так можно построить дом... то это персонажи Чернышевского. Удивляет то, что автор обзывает Кургиняна оппортунистом, меньшевиком, в то время как в КПРФ существуют (и действуют) прямо таки классические меньшевики.И ничего!Здесь полный молчок :-О Неглубокая статья. Критиковать Кургиняна за отсутсвие классового подхода и эликаризм надо, но не так поверхностно. Если бы действительно в России был силён национальный капитал и была велика опасность фашизма, Кургинян лил бы воду на мельницу фашистов. Сейчас же рулит компрадорский капитал, которому наплевать на свою армию, впк. Большинство населения для него обуза, в отличие от национального капитала, для которого люди это пушечное мясо+трудовой резерв для промышленности. Интернациональному капиталу промышленность России не нужна. И люди не нужны, только небольшое количество потребителей в крупных городах+обеспечивающие работники добывающей сферы. Коммунисты должны взять знамя спасения страны(не государства), и Кургинян сейчас союзник, а не противник. Вот тут-то и вся штука. Госпатриоты спасают буржуазию, а не страну. Страну может спасти только организованный на борьбу класс. Вот к этому, товарищи, к этому самому классу. Ближе, еще ближе, бойцы виртуального фронта! Из этой статьи становится понятна позиция коммунистов: ни мира, ни войны с буржуазией. Страна 20 лет катится в пропасть, ежу ясно, что власть добровольно не уйдёт, а у коммунистов "лимит на революции". Мы не видим ни одного серьёзного выступления их лидеров. С глупой улыбкой на лице Зюганов зачитывает Винтику и Шпунтику какие-то цифры с бумажки. Дескать, извините ребята, работа у меня в Думе такая. А те ухмыляются: чаво уж, критикуй. И стоило появиться Кургиняну, как стало ясно, что те 9% голосов что собирают коммунисты просто фэйк: за советский строй не менее 80%. А компартии или делают видимость, что работают или народ им просто не верит. Кургинян не раз заявлял о желании сотрудничать с компартией, но коммунистам это не интересно. Они снова пойдут на выборы и снова проиграют, срана ещё глубже скатится в пропасть, да так там и останется. А компартия разведёт руками: не получилось. Зато их лидеры 20 лет дёргают цитаты из Ленина и зачитывают доклады о состоянии дел в стране в стиле позднего Брежнева. Мне это напоминает попа Гапона. Кургинян же общается с людьми живым языком, подтягивая слушателя к пониманию происходящего в стране и мире, осмыслению своей роли в этих процессах. Кто запрещает коммунистам нести свои идеи в массы и почему коммунисты не подготовили не одного референдума по важнейшим вопросам бытия? Их много в Думе, но в народе их нет. Вот и пришлось С.Кургиняну стать таким "народником". Его можно увидеть и послушать в интернете и на ТВ. Прочитать статьи в газете "Завтра". А у коммунистов если и есть аналитические статьи, то без допинга до конца и не дочитаешь. Извините, прорвало. А ведь до прочтения этой статьи хотел голосовать за коммунистов. Статья, в целом, правильная! Кургинян является демагогом не в смысле ругательства, а по определению школы античной философии. Много красивости, в пору тогу надевать. Вред от него большой - фактическое отрицание классовой борьбы, дискредитация марксизма-ленинизма. Впервые ознакомившись с взглядами и деятельностью Кургияна, уловил в душе необъяснимое раздражение, дело в том, что Сергей Кургиян не противостоит всей этой нечести, он с ней договаривается от нашего как ему кажется имени. "Суд времени" перемалывает праведный гнев и действие в словесную кашу. К чертям все эти рожи - говно нации))) Кургинян классовой борьбы вовсе не отрицает, напротив, он предлагает дополнительные ее методы и превосходный современный анализ. Возможно, современный пролетариат - понятие более широкое, чем просто работники заводов, и уместнее расширить эту группу до когнитариата - работников умственного труда. Инженеры и ученые, программисты превратились в настоящий пролетариат, их нещадно эксплуатируют, им мало платят. А промышленные пролетарии все ближе к инженерам - от них в наше время требуется все более высокая квалификация. Возможно, промышленный пролетариат совместно с когнитариатом образует новый класс, на который можно будет опираться. Так что, Кургинян не отрицает классовой борьбы, напротив - он расширяет наши представления о ней. Роксане.Известный факт, кто занят в ПРОИЗВОДСТВЕ (на Западе, прежде всего) получают приличную зарплату и к «пролетариям» относить себя НЕ желают. Экономя на количестве рабочих, капиталист «подкармливает» оставшихся (себе не в убыток).Отсюда и все разговоры насчёт «пролетарских революциях»,по крайней мере, в странах запада, США и других развитых странах представляются пустыми бреднями или глубинным недомыслием догматиков «марксизма».Классы есть.Сейчас есть смысл говорить о «пролетариях синих воротничков», то есть о лицах наёмного труда в сфере обслуживания (в широком смысле,куда входят и наука,и образование,и медицина...словом всюда,где есть найм, а наниматель живёт с прибыли), что в своей массе уже превосходят по численности "кондовый пролетариат" (рабочих крупных заводов и фабрик),но…ОНИ (синие воротнички) крайне разобщены, сбиты в малочисленные коллективы, которые хорошо «зомбируются» хозяевами. Поэтому в этих социумах "классовая борьба" основательно придушена! Сейчас,и это несомненный факт, на арену социальных действий выходит неприкаенная молодёжь...Здесь нужно работать! Кургинян вовсе не отрицает классовые борьбу - напротив, он развил учение о классовой борьбе. Возможно, современный пролетариат - понятие более широкое, чем просто работники заводов, и уместнее расширить эту группу до когнитариата - работников умственного труда. Инженеры и ученые, программисты превратились в настоящий пролетариат, их нещадно эксплуатируют, им мало платят. А промышленные пролетарии все ближе к инженерам - от них в наше время требуется все более высокая квалификация. Возможно, промышленный пролетариат совместно с когнитариатом образует новый класс, на который можно будет опираться. Так что, Кургинян не отрицает классовой борьбы, напротив - он расширяет наши представления о ней. Товарищи из КТВ, вы выделили только 1-й комментарий редакции сайта РКРП-РПК, а дальше непонятно, где авторский текст, а где редакционный. Это сильно мешает восприятию. Что и видно из комментариев. И в начале, где преамбула от редакции - раз уж у вас получается выделение не шрифтом, а цветом, то так и укажите, пожалуйста. Благодарю. Скажу прямо, данная статья (прочитанная мною полностью и вдумчиво) либо полнейшее непонимание того о чем говорит Кургинян либо попытка саморекламы путем критики популярного человека, либо заказ заинтересованных в сохранении нынешнего режима лиц. Гадать смысла нет, так как в любом из трех случаев (а то, что это один из вышеперечисленных случаев - это точно), в любом из трех случаев, эта статья не имеет никакого смысла и несет лишь вред, так как в любом из вышеперечисленных случаев нет подлинности или логики. У Кургиняна могут быть ошибки (и иногда они заметны), но эти ошибки незначительны, и не имеют никакого отношения к тому, что написано в данной статье. |